У нас читают ВСЕ! (www.kubik.by)

(В том числе с логопедическими и другими проблемами)

Про методику

На каждом втором сайте по обучению чтению можно найти объяснение разных методик и рассуждения про звуки, буквы, кубики Зайцева, а учителя учат детей по собственным наработкам, исходя из собственного опыта. У одних получается лучше, у других хуже.

Уже 20 лет мы обучаем детей по методике Н.Зайцева.

В чём мы видим принципиальное отличие методики Зайцева?

Отбросим все рассуждения про буквы и звуки: буква на бумаге и её видишь, звук в воздухе – его слышишь и на бумаге показать невозможно.

Рассуждения «теоретиков» о том, что «слышу», «не слышу» к научному подходу никакого отношения не имеет (кто-то слышит, а кто-то нет).

Кратко принцип традиционного обучения чтению можно охарактеризовать так: ученики запоминают, как озвучиваются отдельные буквы, затем изучают правила, по которым озвучиваются комбинации букв, составляющих слоги в словах.

Зайцев предложил не изучать правила, а просто запомнить, как озвучиваются не только буквы, но и слоги – они показаны в таблице:

Почему в школьной методике нельзя запоминать звучание слогов, как предлагает Зайцев?

В школьной методике принято, что слово состоит из слогов, причём одна буква может считаться слогом (например Е в слове ЕНОТ). Слогом может быть как МА, в слове МАКИ, так и МАК в слове МАК. Получается, что слоги существуют двух видов: независимые от слова (например, МА) и зависимые от слова (например, МАК). Количество зависимых от слов слогов может быть сколь угодно много.

По Зайцеву, пока ребёнок не читает, не нужна ему придуманная «теория». Слово МАКИ будет состоять из двух слогов МА и КИ, а слово МАК – из слога МА и буквы К, слово МОЛЬ – из слога МО и буквы Л со смягчающим мягким знаком. Слово ЕНОТ будет состоять из буквы Е, слога НО и буквы Т. При такой трактовке слогов (некоторые авторы их называют слогослиянием) понятно, как они образуются (согласная + гласная), и их все можно просто запомнить.

Буквы и слоги, из которых можно сложить любое слово Зайцев называет «склады». Если не нравится, можно этот термин не употреблять.

Если «жизненно важно» вводить слоги, зависимые от слова, это можно сделать после того, как ребёнок научится читать.

Чем таблица букв и слогов Зайцева отличается от приводимой в букварях таблицы слогов?

Ничем. Это одна и та же таблица, только оформлена иначе и добавлены буквы со смягчающими знаками, которые озвучиваются не так, как отдельная буква (например, ЛЬ, МЬ и др.).

Авторы букварей, демонстрирующие таблицу слогов, скромно умалчивают, что кроме тех, которые представленны в таблице: «согласная + гласная», у них есть масса зависимых слогов, не включённых в эту таблицу: «СКЛАД», «СЛОГ», «МАЙ», «РАК» и др.

В чём достоинство методики Зайцева?

Она проще и позволяет научить читать с малых лет, поскольку не нужно учить детей правилам образования закономерных связей.

Главное её достоинство – можно обучать в игре, потому что основная цель – запомнить. Для достижения этой цели можно использовать любые методики, разработанные психологами для эффективного запоминания: пение, игры ролевые, игры с буквами, карточками, кубиками и прочее.

Значит можно предложить детям набор игр, и они самостоятельно научатся читать?

Маленькие дети не умеют играть без взрослых в игры, чуть более сложные, чем «догонялки» (образное сравнение). Так что самостоятельно читать они не научатся.

Известно, что дети смотрят детские мультфильмы самостоятельно, без взрослых. Мы подготовили несколько интерактивных мультфильмов и план обучения.

В нашем плане есть ссылки, поясняющие действия учителя. Они небольшие – по 2-3 минуты. Каждый шаг выполнения плана можно повторять несколько раз до закрепления, а каждый следующий, желательно, выполнять не ранее, чем через неделю.

План

Первый шаг

  1. Покажите ученикам, что в словах можно голосом выделить громкую часть. https://drive.google.com/file/d/1T7wcd0GJbH3P6z6F9ZLqrzVMrCRBcmvI/view  (1/1 – для учителя)
  2. Подберите слова, в которых громкая часть слова будет в начале слова. Начните с имён, например, НА-дя, О-ля, А-ня, ЛЕ-на, БО-ря, ВЕ-ра, ВО-ва, ВА-ля, ГЕ-на, ДА-ША, ДИ-на, ЖЕ-ня, ЖО-ра, ЗИ-на, ЗО-я, И-РА, КО-ля, КА-тя, КИ-ра, ЛО-ра, ЛЁ-ня,  МА-ша, ПЕ-тя, ПА-ша,  РА-я, РО-ма, СЕ-ня, СИ-ма, СА-ша, СО-ня, ТО-ля, ТА-ня, ФИ-ма, Э-дик, У-ля, Я-ша.  ЖА-нна.
  3. Объясните правила игры в устные ребусы. (https://onedrive.live.com/?authkey=% ) (1/2 – для учителя) Покажите пример игры в устные ребусы: https://drive.google.com/file/d/1QDwsqZP6t6CJ0Xqaz_L9b2uYKM43e2Eq/view (1/3 – для учителя и учеников) и сыграйте в устные ребусы, составленные из имён: САша+ ЛОра= САЛО; ЖАнна+ РАя= ЖАРА; СИма+ ТОля= СИТО, Сеня+Лора= СЕЛО;  ЖАнна + ЛОра= ЖАЛО, ЖЕня+ ЛЕна+ ЗОя= ЖЕЛЕЗО…. и т.д
  4. Посмотрите мультфильм (Фильм 1). https://onedrive.live.com/?authkey=%  (1/4 для учеников) Обсудите, как карандаш придумал и нарисовал буквашку О, а затем буквашку РЁ.
  5. Посмотрите этот мультфильм второй раз. Помогайте озвучить буквашку О. Обсудите, как круг, стал похож на буквашку О. При необходимости останавливайте мультфильм.
  6. Напомните, как в начале занятия играли в устные ребусы. Немножко поиграйте ещё. Усложните ребусы, кодируя слова не именами. Примеры таких ребусов можно взять здесь: https://kubik.by/workshop/2/ (1/5 – для учителя)  (БЕлка + ДАча = БЕДА; РЫсь + БАнка = РЫБА; ГУбы + СИто = ГУСИ; РАк + МАска = РАМА и т.д.)
  7. Раздайте ученикам заготовки раскрасок О и РЁ https://kubik.by/wp-content/uploads/2020/05/portrety.pdf  (1/6 для учителя) и покажите, как можно оформить буквы на раскраске, чтобы их можно было узнавать на ощупь (посыпать крупой на клей, растянуть пластилин и пр.).

Второй шаг

  1. Поиграйте немного в устные ребусы так, как играли на первом занятии: ЛЕв + ТОрт = ЛЕТО, ЗИна + МАша = ЗИМА, КАмень + ШАр = КАША, ЛИст + САнки = ЛИСА, ЛУжа + ЖАнна = ЛУЖА и т.д. Примеры ребусов можно взять здесь: https://kubik.by/workshop/2/  (2/1 для учителя)
  2. Посмотрите мультфильм (Фильм 2). https://onedrive.live.com/?authkey=%  (2/2 для учеников) Обсудите, какие предметы увидел карандаш, для новых буквашек.
  3. Обсудите, какие звуки издают новые буквашки. Придумайте разные слова, в которых вы слышите эти звуки. Посмотрите фильм второй раз. Остановите на игре в прятки и найдите все буквашки.
  4. Организуйте соревнование, кто дольше протянет на одном дыхании звук одной из буквашек, например, [А], [О] и др.
  5. Выберите буквы У, О, А, Э, Ы из детского набора букв алфавита и организуйте игру, озвучивая буквы, которые нащупали в мешке.
  6. Раздайте раскраски и предложите их раскрасить для своей галереи: https://kubik.by/workshop/zagotovki-dlya-portretov-bukvashek/ (2/3 для учителя)

Третий шаг

  1. Посмотрите мультфильм (Фильм 3). https://onedrive.live.com/?authkey=% (3/1 для учеников). Обсудите, какие картинки карандаш нарисовал на новых буквашках и догадайтесь, почему он их выбрал. Вспомните, какие буквашки карандаш поставил в пары.
  2. Спойте вместе с хором буквашек, выбрав нужный фрагмент в фильме. Если дети не успевают, то пойте самостоятельно, медленно, без музыки.
  3. Спойте вместе с квартетами буквашек. Уменьшите громкость звукового сопровождения и спойте самостоятельно в темпе, задаваемом маркером на экране.
  4. Посмотрите фильм про буквашек и прокомментируйте картинки на них: https://drive.google.com/file/d/1Ui9gAl_9udVHeoebDAua03rv-eyOGZ_d/view (3/2 для учеников)
  5. Выберите 10 гласных букв из детского набора и организуйте игру, озвучивая буквы, которые нащупали в мешке. Можно доставать парами букв, как они были расставлены карандашом.
  6. Разгадайте гласные буквы в словах: https://drive.google.com/file/d/1lDHq4c01jOsjh4esfrk76BCLN6yFeAvP/view (3/3 для учеников)
  7. Раздайте раскраски и предложите их раскрасить для своей галереи: https://kubik.by/workshop/zagotovki-dlya-portretov-bukvashek/ (3/4 для учителя)

Четвёртый шаг

  1. Поиграйте немного в устные ребусы и обратите внимание, что буквашек в доме гораздо меньше, чем громких звуков, которые мы слышим в разных словах. Например, в словах МОре, МАша, МИша громко слышны МО, МА, МИ. И таких слов можно найти много. Если прислушаться, то эти буквашки будут  родственниками наших буквашек О, А, И. Оказывается, есть много родственников у всех наших голосистых буквашек.
  2. Посмотрите мультфильм (Фильм 4). https://onedrive.live.com/?authkey=%   (4/1 для учеников)    Обсудите, почему некоторые буквашки отряда М выбрали своим гербом те, или иные пиктограммы (рисунки). Попробуйте подобрать герб для тех буквашек, у которых его нет. Не забудьте про условие: нужно подобрать слово, у которого громкая часть соответствует буквашке и стоит в начале слова.  А ещё нужно, чтобы это «слово» можно было бы нарисовать как герб.  К некоторым буквашкам такого слова мы подобрать не смогли.
  3. Посмотрите мультфильм второй раз. Спойте марш буквашек вместе с ними во время просмотра. Отгадайте слова, если не успели отгадать при первом просмотре. Если отгадывание слов идёт медленно, остановите фильм.
  4. Поиграйте в другую игру: назовите слова, громко выделяя первый слог или букву, а ученики будут называть соответствующие буквашки. У нас в распоряжении пока только гласные буквы, «РЁ» и слоги, начинающиеся на М, поэтому можно предлагать и несуществующие слова (Яма, МАма, Ому, Ярёма, МОрёма, МЭми, РЁма, Арёма, Уарё, МАмима, Аэмэ, МУмия, Ямы, Умое и пр. Например, предположив, что так разговаривают где-то на другой планете.
  5. Спойте буквы и слоги отряда М: https://drive.google.com/file/d/14EpyVkkmmU9ZzLYNgSolysFjeb2B5r-A/view  (4/2 для учеников)   Если не успеваете, остановите фильм и пойте в своём темпе.
  6. Раздайте раскраски и предложите раскрасить их для своей галереи: https://kubik.by/workshop/zagotovki-dlya-portretov-bukvashek/(4/3 для учителя)

Пятый шаг

  1. Обратите внимание, что при игре в устные ребусы появляется всё больше буквашек, которых ещё нет в нашем доме. Посмотрите мультфильм, как карандаш рисует новые буквашки. https://drive.google.com/file/d/1VY_LEt4t6PbvWi4FMu0r_6F2NfFE4Shh/view (5/1 для учеников)
  2. Карандаш начал отправлять в дом целые отряды буквашек. Посмотрите мультфильм (Фильм 5). https://onedrive.live.com/?authkey=%  (5/2 для учеников) Подпевайте буквашкам отрядов Р и К. Остановите фильм и поинтересуйтесь, все ли буквашки поют марш? – В отряде не поют командиры и замыкающие. Произнесите звуки, которые они издают.
  3. Продолжите смотреть фильм и познакомьтесь, у кого из буквашек какой герб. Остановите фильм и выясните, какие гербы у разных буквашек и, наоборот, какая буквашка может иметь указанный герб. Постарайтесь запомнить соответствие.
  4. Продолжите смотреть фильм и разгадайте слова по считалке. Если дети не успевают разгадать, останавливайте фильм.
  5. Спойте вместе с отрядами Р: https://drive.google.com/file/d/1BokMGRZPvuzZ4MHWmnrvTwtduKz-vcx6/view  (5/3 для учеников) и К https://drive.google.com/file/d/1M-XPzBoWnfEU52mKpLW1yD6dtmiaV7vG/view  (5/4 для учеников) с которыми познакомились в фильме.
  6. Раздайте раскраски Р и К и предложите раскрасить их для своей галереи: https://kubik.by/workshop/zagotovki-dlya-portretov-bukvashek/ (5/5 для учителя)
  7. Наградите учеников орденом Мудрой Совы 3 степени за достигнутые достижения в изучении буквашек. https://kubik.by/wp-content/uploads/2020/05/Orden-MS.pdf (5/6 для учителя)

Шестой шаг

  1. Посмотрите, как буквашки составляют слова: https://drive.google.com/file/d/1IiATrNGL_P8hf0MCDC1pxbT2SVLSTJP9/view (6/1 для учеников). Обратите внимание, что некоторых из буквашек этого фильми ещё нет в домике.
  2. Посмотрите мультфильм (Фильм 6): https://onedrive.live.com/?authkey=% (6/2 для учеников). Подпевайте буквашкам отрядов С, Л, Н.
  3. Отвечайте на 10 вопросов конкурса. Если дети не успевают, останавливайте фильм.
  4. Расскажите, что есть буквашки, у которых нет родственников, а есть такие, у которых они есть. Напечатайте и раздайте таблицы https://kubik.by/wp-content/uploads/2020/07/Tablicza.pdf (6/3 для учителя).  в которых показаны все буквашки (часть буквашек имеет родственные связи, часть нет). Отметьте буквашки, которые уже пришли в домик.
  5. Спойте вместе с отрядами С, Л, Н: https://drive.google.com/file/d/1rzAK63GoyBteAq8TvVcBVd3tp1BRn-2o/view (6/4 для учеников), https://drive.google.com/file/d/1Eg5JAx_R_Izb1Kgmqg-mrutV9c8EoqD8/view (6/5 для учеников), https://drive.google.com/file/d/1BQyNvD7fA35b6LhFW_bXePiNLK6hH-dr/view (6/6 для учеников).
  6. Раздайте раскраски С, Л, Н и предложите раскрасить их для своей галереи: https://kubik.by/workshop/zagotovki-dlya-portretov-bukvashek/ (6/7 для учителя).

Седьмой шаг

  1. Напомните, что в домике собралось уже 7 отрядов (отряд гласных и 6 отрядов под командованием М, Р, К, С, Л, Н). В каждом отряде не меньше 10 буквашек. А для новых слов нужны новые буквашки.
  2. В алфавите есть перечень всех букв. Среди них гласные (голосистые буквашки) и согласные (командиры отрядов). https://drive.google.com/file/d/1FX1Yk0BnjIW3Cp9zEH6hJQIuh_PDzLZj/view  (7/1 для учеников). По ходу представления, останавливайте фильм и выясняйте: есть аналогичная буквашка в доме или нет? Назовите знакомые вам голосистые буквашки и знакомых командиров отрядов. Обратите внимание на мягкий и твёрдый знаки (Ь и Ъ), которые никак не произносятся, но есть буквашки, в которых они присутствуют.
  3. Попробуйте спеть алфавит: https://drive.google.com/file/d/1y38JvTSkzCmnmn3jDkkj4roWD7W727XO/view (7/2 для учеников). Если скорость пения слишком быстрая, остановите трансляцию и сначала спойте в своём темпе.
  4. Продемонстрируйте буквы из детского набора букв алфавита. Сложите их в мешок и организуйте игру по узнаванию букв на ощупь.
  5. Раздайте раскраски В, Д, Т и предложите раскрасить их для своей галереи: https://kubik.by/workshop/zagotovki-dlya-portretov-bukvashek/ (7/3 для учителя).
  6. Наградите учеников орденом Мудрой Совы 2 степени за достижения в изучении буквашек. https://kubik.by/wp-content/uploads/2020/05/Orden-MS.pdf (7/4 для учителя).

Восьмой шаг

  1. В предыдущем занятии раздавали таблицы, в которых отмечены все буквашки, которые должны прийти в домик. Перечислите командиров отрядов, которые ещё не привели свои отряды. Перечислите буквашки – члены отрядов.
  2. Предложите ученикам самим назвать отряды буквашек под командованием В, Д, Т, Б, Б, Г, Г, З, Ф, Х. Перечислите буквашки, входящие в их отряды и разберите, какие гербы эти буквашки могут иметь (ВО – волк, ВА – ваза, ВЕ – веник, ДУ – душ, ТО- торт, БО- бочка и т.д.) (Можно воспользоваться нашими предложениями пиктограмм: https://kubik.by/wp-content/uploads/2020/07/Tablicza-1.pdf ) (8/1 для учителя).
  3. Обратите внимание на неполные отряды: Ж, Ч, Ш, Щ, Ц. В них отсутствуют некоторые родственники голосистых буквашек. Разберите буквашки их отрядов на предмет возможных гербов (ЖУ – жук, ЧА – чайник, ШУ – шуба, ЩУ- щука, ЦА – цапля и др.)
  4. Выберите отряды, которые недостаточно хорошо запомнили, и спойте их песни:

В – https://drive.google.com/file/d/1bl3_-cmdjIc6DsRVZOeYR0fQYTcT9_uE/view (8/2 для учеников).

Д – https://drive.google.com/file/d/19SrQuDvzkoudwYIqIdTAn4Vvos0Qicru/view (8/3 для учеников).

Т – https://drive.google.com/file/d/1AZ5G2AGqMGJbe-EUInUxNg4Nxu2SO2yJ/view (8/4 для учеников).

Б –https://drive.google.com/file/d/1-R_G6aM2k_TDs3rDYsHrQCzDgbu6cPts/view (8/5 для учеников).

Г –https://drive.google.com/file/d/1NXRRt0S9kewUoH38hIgEhDGqJQ4Ze71N/view (8/6 для учеников).

З – https://drive.google.com/file/d/1mBR3N4X5r7oe_ws6_XenYibEXZVKUVWG/view (8/7 для учеников).

Ф – https://drive.google.com/file/d/1ugjJAn8q-hfytcxNzVaV5z2qBxvkUNEH/view (8/8 для учеников).

Х – https://drive.google.com/file/d/1DxVd8GseqW6MrjaJH_NngEsICkL6536W/view (8/9 для учеников).

Ж – https://drive.google.com/file/d/1IJ28wJpV8Jx94h7hXTqbGmTnLwNjR5jk/view (8/10 для учеников).

Ч – https://drive.google.com/file/d/1uKawy9cEKHbKErT4NrIIKbabu7Qk3ELX/view (8/11 для учеников).

Ш – https://drive.google.com/file/d/1dDBuXGdu_UxZfAlSyNp2GoLCPkworSv0/view (8/12 для учеников).

Щ – https://drive.google.com/file/d/1z29vE4ky7ZnHGvNO8es3bHPnenUIRxLH/view (8/12 для учеников).

Ц – https://drive.google.com/file/d/1zoZUyeygMcDd94LkMOPk9Ij8vF_OaS1C/view (8/13 для учеников).

Девятый шаг

  1. Потренируйтесь узнавать слова из 2 складов: https://drive.google.com/file/d/1Ct4bVGTfdC1JTnUSOhYQky31OdrnG7rc/view (9/1 для учеников).
  2. Потренируйтесь узнавать слова из 3 складов: https://drive.google.com/file/d/1vQgGNiC3waVn1RVb-OpiClNbEHuarSMv/view (9/2 для учеников).
  3. Потренируйтесь узнавать слова из 4 складов: https://drive.google.com/file/d/1pElTB5iY9KH40v0xzhB5gq32wyhwwdU0/view (9/3 для учеников).
  4. Проверьте, как дети читают слова из 2 буквашек: https://drive.google.com/file/d/1vQgGNiC3waVn1RVb-OpiClNbEHuarSMv/view (9/4 для учеников).
  5. Проверьте, как дети читают слова из 3 буквашек: https://drive.google.com/file/d/1o3s8bPK4k2wjao8B1Q34T98WLJCoNVyw/view (9/5 для учеников).
  6. Проверьте, как дети читают слова из 4 буквашек: https://drive.google.com/file/d/1bcqQp1tOHMFPc_T2fS5TkGNxlnV-vFYv/view (9/6 для учеников).
  7. Предложите раскрасить для своей галереи новые отряды буквашек. https://kubik.by/workshop/zagotovki-dlya-portretov-bukvashek/ (9/7 для учеников).
  8. Наградите учеников орденом Мудрой Совы 1 степени за успехи в учёбе. https://kubik.by/wp-content/uploads/2020/05/Orden-MS.pdf (9/8 для учеников).

 

Оставьте свою заявку