На школу надейся ...

На школу надейся, а сам не плошай!

О чём идёт речь? – О дошкольном образовании.

Как известно, здание строится с фундамента. Не построишь фундамент, в лучшем случае, сможешь выстроить «халупу».

Теперь хотелось бы выяснить, когда и где строится «фундамент» в образовании? - В младенческом возрасте? В возрасте посещения детских садов? В школьном возрасте?… Однозначного ответа на этот вопрос у нас нет, но мы можем проанализировать свой, более чем 10 летний опыт развития детей в возрасте от 1,5 до 6 лет. Причём занятия у нас факультативные – детей приводят только по желанию родителей.

Возраст 1,5…2 года. Рановато с ними ещё говорить об абстрактных понятиях. Можно просто за основу взять программу «Пралеска», где основной задачей в этом возрасте ставится общение. И конкретнее: занятие физической культурой, изобразительной деятельностью, сенсомоторикой, развитие общения и речи, музыкальные занятия … Любопытно, что, несмотря на несложный арсенал приёмов работы, родители с малышами такого возраста весьма активны. Возможно, понимают, что ответственность за развитие детей лежит исключительно на них.

Возраст 2…3 года.  О!!! – это уже «человечки» - любопытные обаяшечки! Запоминают огромное количество информации. Нужно только, чтобы с ними побольше играли, ведь своих игр и опыта у них ещё нет. Мамы же зачастую не могут вспомнить детские  игры и упражнения, в которых нуждаются их малыши. Да и учителю, который проводит занятия очень не просто выбрать темы игр так, чтобы не повторяться – ведь нужно по максимуму использовать способности малышей  запоминать, почти всё, с чем они сталкиваются. Родители всё чаще приводят их учиться к профессиональным учителям. Если в 2008 году у нас не было ни одной группы таких малышей, то в 2012 уже около десятка.

Возраст 3…4 года. Это также возраст познания мира и запоминания информации. Хотелось бы ещё в этот период дать для запоминания и абстрактную информацию (слоги, буквы, цифры), которая впоследствии будет востребована при изучении разных наук. Это уже осязаемый фундамент образования. Опять-таки, не забываем, что это малышня! Любую абстрактную информацию мы должны спрятать в играх, в которые мы с ними играем. Отсюда учитель к занятию продолжительностью один час готовится в течение недели. Правильно было бы, чтобы эти разработки учителей были тиражированы, но это другой вопрос. Что ещё отмечают учителя ведущие занятия, так это разницу между детьми одного возраста, одни из которых пришли из детских садов, а другие – наши,  второго года обучения. Эта разница бросается в глаза и родителям. Мы даже вынуждены стараться разделять детей разного уровня подготовки при компоновании групп.

Возраст 4 - 5- 6 лет. Чем ближе к школе, тем проще с детьми работать. Многие учителя, которые на основной работе работают со школьниками, а на факультативе – с дошкольниками привычно сажают их за парты. Конечно, работать учителю в таких условиях проще, но мы возражаем против такой формы занятий. Усвоение материала должно осуществляться «за кадром». Не совсем так, как в фильме с 25 кадром, но, где-то схоже. Для детей этого возраста у нас разработаны подробные занятия, так что учителю подготовиться значительно проще. Обращаем ваше внимание, что и здесь уровень подготовки детей из детских садов оставляет желать лучшего. Следует оговориться, что нам известны в Минске воспитатели, работающие в детских садах и демонстрирующие высокий уровень подготовки детей.  Заметим только, что у нас творческое объединение учителей, а не отдельные энтузиасты, и, в этом смысле, нам работать проще.

Начальная школа. Вот и отзанимались мы на факультативных занятиях: кто 2, кто 3, а кто и 4 года. Родители, приводящие в выходные дни на факультативные занятия малышей  в течение нескольких лет, делали это не просто так. У кого-то были проблемы, и нужно было их преодолеть до школы, чтобы сразу не отстать, а кто-то был воодушевлён результатами и не хотел упускать возможности раннего развития способностей своего ребёнка. И теперь перед ними стала проблема: что делать в школе, когда ваш ребёнок читает бегло, почти так же, как вы сами, считает в пределах тысячи и знает много такого, что и мы не знаем? Что делать этому ребёнку в первом классе школы рядом с «выпускником» детского сада?

Теперь уже в далёком 2008 году в 139 школе г. Минска образовали первый класс из детей, предварительно подготовленных там же на факультативных занятиях. Никто в этом классе не отменял школьные учебники, но учитель имел возможность преподать материал «шире и глубже», включая игры, на которые при обычном уроке не хватает времени.

Поскольку школьная нагрузка для хорошо подготовленных детей, это «семечки», родители вместе с учителем опять загрузили их факультативными занятиями в кружках по интересам: иностранный язык, театральная студия и пр. Этот опыт понравился, как учителям, так и родителям. Все учителя хотят учить и давать знания, а как их дать, если половина класса ни «бэ» ни «мэ»? И мучается на уроке учитель вместе с половиной класса. Учиться в сильном классе, это как играть в сильной команде, где учишься не только у учителя, а у каждого, кто сильнее тебя. В этом смысле 139 школа может похвастаться тем, что ежегодно формирует классы из хорошо подготовленных детей.

Мы считаем свой опыт удачным и не очень понимаем, почему его не распространили на другие школы? Вероятно, всё ещё впереди, а сегодня забота об уровне образования детей, это забота только их родителей.