Обучение чтению

Обучение чтению дошкольников

Битно Л.Г, д.т.н., лауреат Гос. премии.  Конструктор машин, которые умели видеть и говорить.

Введение

Вместо введения - краткая история, как мы проектировали говорящую машину. Была задача, но у нас не было достаточных знаний. Мы взяли «Букварь» и начали проект. Сначала мы сгенерировали звуки, соответствующие буквам алфавита. Затем нам потребовалось сформировать на основании этих звуков новые фонемы (звук речи), которые отображают «слогослияние». Чтобы получить такую фонему, нам нужно было знать закон, её образования. Однако, мы не нашли ни одного лингвиста, который бы знал, как её получить. Тупик!

Тогда мы решили сгенерировать все существующие фонемы русского языка. Их оказалось около 250. Так наша  машина смогла произнести любое слово, правда, без выражения. Подчеркну, что слова нужно было разбивать на фонемы, а не на слоги, которые нам нигде не понадобились. Любой и каждый может разбить слово на фонемы без предварительной подготовки (П-РО-С-ТО). Вполне возможно, что кто-то, искушённый в терминах, будет говорить, что мы разбивали слова не на фонемы, а на склады (по Зайцеву), так для нас это одно и то же.

Запоминать целые слова мы не пытались, поскольку не имели память достаточного объёма, и быстродействие процессора не позволяла быстро найти нужное слово.

Обучение чтению

Сегодня я участник процесса подготовки детей к школе, одной из задач которого, стоит обучение чтению. Наша школа, за время существования, научила читать не менее 3000 детей. Это уже опыт, который можно анализировать.

Теоретическая часть. Мы основываемся на разработках Н.Зайцева, так, как мы его понимаем. И это понимание расходится с тем, что основную заслугу Зайцева связывают с его кубиками. Поэтому мы излагаем своё понимание его системы  – складового обучения чтению. Сначала пару вопросов:

  1. Дети научились разговаривать. – Как?
  2. Дети научились придумывать свои собственные слова. – Как?
  3. Дети придумывают свои слова (пусть коверкают правильные) только на том языке, на котором разговаривают. – Почему?

Известно, что любой язык состоит, приблизительно из 200-300 фонем. Я имею в виду звуковые формы, которые можно отобразить на письме: М, МА, МУ, МЬ и пр. Ребёнок просто запоминает эти формы в слове, причём не всегда может их в этом слове осознанно вычленить. Таким образом,  ребёнок может придумать слово КУВОВА, но не может придумать слово, отображаемое на письме SCHOOL.

Зайцев предложил свою таблицу, в которой все фонемы русского языка отображаются значками, которые он назвал складами, поскольку из этих складов складывается любое слово.

Всё! На этом теоретическую часть можно закончить. Наша задача, научить ребёнка услышать отдельную фонему и увидеть, как она выглядит на бумаге (склад) и, наоборот, увидеть склад и правильно его озвучить! Как только вы решили эту задачу, ребёнок научился читать. Да, конечно, это нужно уметь делать очень быстро и в условиях звуковых помех, но это решается тренировкой.

Практическая часть. Зайцев предлагает петь твою таблицу вдоль и поперёк – хороший вариант. Здесь появляются кубики Зайцева, как носители информации о складах. Их достоинство, что это детская игрушка, и число кубиков в 6 раз меньше, чем число складов, хотя всё равно много. Облегчить поиск нужного кубика можно, изменив цвета, размеры и пр. – всё, что предусмотрел Зайцев. Хорошее предложение сделал Л.Штернберг своим Ребус-методом – называть  детям слова, у которых первый склад стоит под ударением. Тогда дети лучше различают этот склад в слове. А, договорившись, что первый громкий склад в слове соответствует нарисованной картинке (пиктограмме), то на большую часть складов можно ещё нарисовать картинки, причём сделать это можно, как на кубиках, так и на карточках. Все эти приёмы и масса других игр следуют одной единственной цели: запомнить, как  озвучиваются склады слова.

Теперь осталось спросить: а где же, хоть раз, я упомянул слог? Для чего он нужен? – Вот и я не знаю. Должен сказать, что, в отличие от Зайцева, мы не воюем с теоретиками русского языка и «скромно» пишем слоги, имея в виду склады. Чем нам не нравится слог? Пример: МАК, МАЙ, МА – у всех один слог. И как их между собой различить? Зато, по складам – никаких проблем: МА-К, МА-Й. МА. Отметьте, ещё, что под ударением склад стоять может всегда, а слог - не всегда.

Заключение

Поскольку обучение чтению это вспомогательная операция в процессе познания, её нужно пройти за минимальное время и с минимальными усилиями. Поэтому складовой принцип обучения мы ставим на первое место.

Метод обучения, который заложен в букварях, пусть обосновывает тот, кто его заложил.

Возможно, неплохие результаты показывает метод Домана, но нам он не приемлем, поскольку есть дети, которые даже после 3 лет обучения не могут хорошо запомнить отдельные склады. Поэтому придумать приёмы, чтобы они запомнили целые слова, не представляется возможным.