Обучение чтению с помощью карт с пиктограммами

Обучение чтению с помощью карт с пиктограммами

Прежде, чем приступить к работе по обучению чтению с помощью карт с пиктограммами, необходимо поиграть с детьми в устные ребусы.  При этом нельзя забывать основное правило подбора кодирующих слов: в слове под ударением должен находиться первый слог или первая буква. Например, мы говорим: «Утка», дети называют первую, хорошо слышимую букву «У», мы говорим «СЫр», дети называют СЫ. Если эти два слова произнести одно за другим, то можно услышать громко произносимые слоги У и СЫ и слово УСЫ. Первое время дети его плохо слышат, но, чем больше играешь, тем лучше у них получается.  Мы говорим: «КАктус», «ШАр». Какое слово получилось? -  КАША. Так же кодируем следующие слова. Если не можем подобрать кодирующее слово для каких-то слогов, или букв, просто называем эти буквы и слоги, однако, желательно, на начальном этапе эти варианты исключить. Это основа ребус-метода Л.Штернберга.

После того, как дети научились хорошо на слух выделять слоги и разгадывать слова, можно переходить к работе с картами. На доске или на столе выкладываем карты, называя слова и, как и раньше, выделяем  голосом первый ударный слог (СОска, ВАнна…). Просим детей повторить эти слова, объясняя, что они находятся где-то далеко и их нужно громко позвать. При этом дети вынуждены будут выделять первый ударный слог этих слов.

Далее просим назвать только те слоги, которые произносили громко: СО-ВА, КО-ЗА, ВО-ДА, ГО-РА.  Мы рекомендуем на этом этапе выбрать слова с безударными гласными, потому что в школе с их написанием есть проблемы, а у нас, при обучении чтению с помощью карт с пиктограммами – никаких проблем  (СОВА – это СОска и ВАнна, а не САнки и ВАнна).

Составляем слова и читаем «по картинкам» несколько раз ускоряя темп.

 

Просим закрыть глазки, и меняем местами слова. Читаем несколько раз.

Перемешиваем карты и просим собрать слова.

 

Собрали по картинкам. Читаем то, что собрали.

Предлагаем закрыть глазки, и переворачиваем каждую вторую карту обратной стороной, пряча картинку (пиктограмму). Читаем и пытаемся вспомнить,  какое слово было раньше на этом месте. Читаем несколько раз, ускоряясь.

 

Предлагаем закрыть глазки, и оставляем без пиктограммы каждую первую карту. Читаем и пытаемся вспомнить,  какие картинки - подсказки были раньше.

 

Убираем все подсказки – пиктограммы. Чтение слов уже не вызывает ни у кого затруднения.

 

Закрываем глазки, убираем одно слово. Какое слово убрали?

 Выставляем карты с пиктограммами только с буквой «О», читаем их «сардельками», как предлагает Н.Зайцев читать по кубикам.

 

 Теперь без картинок

 

Или с буквой А (Сначала с картинками, потом без картинок). Читаем.

 

Чередуем карты.  Читаем. Можно среди них найти и прочитать слово, которое не читали – «КО-РА»? Что это?

Другой вариант. Какое слово сегодня не читали? - «СО-ДА». Что это?