Словарные слова и лото складовое

 

Словарные слова и лото складовое

Словарные слова

Так получилось, что нашу школу выходного дня организовали опытные учителя начальных классов и, только спустя несколько лет, по мере расширения школы, стали работать воспитатели детских садов и молодые учителя без большого опыта работы в школе. Почему мы акцентировали внимание на предшествующей деятельности педагогов? - Потому что, несмотря на хороший уровень подготовки и умение обучать детей, у опытных воспитателей детских садов  и  опытных учителей школы разное видение задачи в целом.

Воспитатели, в первую очередь, видят свою задачу в обучении чтению и  расширении словарного запаса детей. Отсюда и приоритеты в выборе материалов. Родители хотят того же - кому не хочется, чтобы его ребёнок имел широкую эрудицию.  Что тут может быть неправильного? – Всё правильно! В соответствии с поставленной задачей и осуществляется подбор материалов, а мы  разработали три различных альбома лото складового «Классификация», где ввели разные темы и разные слова для изучения.

А о чём думают наши опытные учителя, которые много лет учили в школах детей с 1 по 4 класс? Вот, приблизительно, так: «Четыре(!) года мы бьёмся,  чтобы ученики не писали сарока, а запомнили, что нужно писать сорока. Что бы не забывали проверять, как правильно пишутся слова с безударными гласными…. Сейчас дети все эрудированные, и много знают (один телевизор чего стоит!), но попробуй их научить писать правильно...!»

Таким образом, мы сделаем вывод, который до нас сделали уже давным – давно:  существуют очевидные всем знания и есть, не менее важная часть знаний, которая не лежит на поверхности и не видна при первом знакомстве – в нашем случае, это грамотность. (Не станем вспоминать «корявую» речь, мы говорим о подготовленных детях) Так что мы пришли к выводу, что следует начинать работу над грамотностью, одновременно с обучением чтению. Предположим, что мог бы сказать Н.Зайцев  по этому вопросу: «Вы учите по складовому методу, а это уже большой шаг в сторону грамотности, да и у меня немало методических рекомендаций». С этим утверждением следует согласиться, но методические рекомендации нужно ещё суметь реализовать. Так появились «словарные слова» в лексиконе учителей, обучающих малышей чтению.

Почему именно «словарные слова? Всё очень просто – их нужно запомнить. Дети в возрасте 4-6 лет прекрасно запоминают огромное количество информации. Давайте введём проблемные слова на этапе обучения чтению и снимем эту проблему с начальной школы. Пусть лучше логику тренируют - там просто памятью не отделаешься!

Мы разработали два альбома лото складового «Словарные слова» и играем на занятиях с этими словами.

Лото складовое

Что сюда мы включаем:

Играем, как в обычное лото: учитель называет склады из своего перечня, а ученики покрывают их фишками на своих игровых картах. В предложенном нами примере останется открытым слово КОСМОС.

На этом можно было бы остановиться и дальше ничего не рассказывать, поскольку всё очень просто и понятно. А в жизни получается немножко иначе. Не все дети правильно слышат  называемые буквы и слоги, не все их знают, не все достаточно внимательны и ошибаются, некоторые не знают слово, которое открылось и в группе обязательно найдутся читающие ученики, которым закрывать отдельные буквы и слоги просто не интересно – вот сколько нюансов.

Так что перед игрой в лото, мы, как правило, «готовим почву». Есть много вариантов подготовить детей, например, можно сыграть в слова, используя карты букв и слогов с пиктограммами:

Учитель называет слова и предлагает ученикам разгадать ребусы:
ПОвар – ГОлубь – ДАча … ПОГОДА; КОт – С – ТЁрка – Р … КОСТЁР; МОрж – РОза – З … МОРОЗ;  КОт – С – МОрж – С … КОСМОС;
К – РАк – СИто – ВЫпь – Й … КРАСИВЫЙ и т.д
Все ребусы, которые ученики не смогли разгадать устно, учитель повторяет с помощью карт букв и слогов с пиктограммами, например:

Разгаданные слова записывают на доске, обсуждают и, при необходимости,  рассматривают изображения, имеющиеся в альбоме лото складового «Словарные слова».

Учителя одного из первых классов обычной средней школы рассказывали, что, играя в лото складовое, они называли буквы и слоги, записывали их на доске, повторно проверяли, правильно ли закрывали их дети на своих игровых картах,  и после всех этих действий, остались ученики, с которыми нужно было работать индивидуально. Правда, в этот класс пришли дети без предварительной подготовки.

Рассмотрим лучше другой вариант – дети хорошо подготовлены. Устную игру в ребусы, желательно, повторить для того, чтобы на доске были выписаны все слова, которые есть на игровых картах. После чего учитель раздаёт ученикам игровые карты и предлагает каждому найти одно из слов, написанных на доске и «спрятанных» среди букв и слогов в верхней или нижней строке. Для примера, попробуйте сами найти слово в игровой карте:

 (Слова, участвующие в игре, приведены выше)

Для тех учеников, которые ничего найти не сумели, учитель называет одну букву или слог из своего перечня. Ученики их  закрывают (если есть на игровой карте) и опять ищут «спрятанные» слова. Так, постепенно закрывая буквы и слоги, ученики сужают круг поиска. Обратите внимание, что при этом они постоянно находятся в напряжении поиска.

Подведём итог. Дети познакомились с новыми словами, поиграли устно, увидели опорные сигналы в виде пиктограмм и сыграли в лото. Во всех этих действиях они участвовали, а не наблюдали со стороны. Как думаете, будет ли результат после такой работы?