Обучение грамоте детей от 4 до 6 лет

Обучение грамоте детей  4 - 5 - 6лет

Занятия ориентированы на детей  4 … 6 лет, два раза в неделю в течение 7-8 месяцев.

Состав групп. Мы выбрали для себя формирование по возрасту с учётом предварительной подготовки детей.

Принцип обучения. Дети маленькие, подвижные, любознательные. Нельзя их сажать за парты, да и не очень получится. Но работать с сидячими и слушающими детьми учителю проще. В классах школ учителя могут обучать 20 учеников и более, а у нас не более 12. Все бегают, играют и при этом ещё должны набирать знаний.

Планы занятий соответствуют программе подготовки детей соответствующего возраста.

Так какой «грамоте» и как мы учим своих детей?

Задача 1. Запомнить, как звучат и как выглядят склады, из которых состоят слова в русском языке.

Здесь повторяем варианты, предложенные Н.Зайцевым: поём таблицу вдоль и поперёк, собираем из кубиков слова, составляем слова из складов и т.д.

Задача 2. Научить детей сначала услышать, а затем увидеть в словах склады, из которых оно состоит.

Нам нравится ребус-метод Л.Штернберга – кодирование слов по складам с помощью других слов, у которых первый слог находится под ударением. Подбор слов для кодирования с первым ударным слогом значительно облегчает детям понимание принципа формирования ребусов. Повторяюсь: устно, мы даём возможность детям услышать слог в слове и впоследствии узнать, как он выглядит.

Задача 3. Чтение слов по складам.

Мы должны прочитать большое количество слов, разбитых по складам. Чем больше прочтём – тем лучше.  Здесь один из наших помощников – складовое лото. Игра по правилам обычного лото, только, вместо цифр, закрываем склады и игра заканчивается не тем, кто раньше всех закроет ячейки, а когда у каждого ученика останутся открытыми буквы и слоги, которые можно прочитать, как слово.

Задача 4. Расширение словарного запаса.

Решается традиционно: рассматриваем различные темы, вводим новые слова. А чтобы было интересно, используем кроссворды, ребусы, загадки, скороговорки и пр.

Задача 5.  Рассуждение.

С нашей точки зрения, это самая главная задача, поскольку читать рано или поздно научат всех, а вот с рассуждениями, бывают проблемы всю жизнь. Умение рассуждать развивается с помощью обобщения, установления связи или зависимости между событиями, словами и пр.

Для возраста 4-5 лет мы не ставим задачу научить читать, однако, большая часть детей, к концу курса читать уже умеет, а 5-6 летние дети имеют уже высокий уровень подготовки.

Материалы для проведения занятий с детьми 4-5 летнего возраста:

Разработки занятий «ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ  4».

Разрезной альбом: «ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ  4. Приложения к занятиям».

Индивидуальная тетрадь: «ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ 

Таблица Зайцева.

Кубики Зайцева.

Карты букв и слогов с пиктограммами.

Разрезной альбом: «Классификация 1».

Разрезной альбом: «Классификация 2».

Разрезной альбом: «Классификация 3».

Материалы для проведения занятий с детьми 5-6 летнего возраста:

Разработки занятий «ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ  5».

Разрезной альбом: «ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ  5. Приложения к занятиям часть 1».

Разрезной альбом: «ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ  5. Приложения к занятиям часть 2».

Индивидуальная тетрадь: «ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ 

Таблица Зайцева.

Кубики Зайцева.

Карты букв и слогов с пиктограммами.

Разрезной альбом: «Классификация 1».

Разрезной альбом: «Классификация 2».

Разрезной альбом: «Классификация 3».

Разрезной альбом: «Словарные слова 1».

Разрезной альбом: «Словарные слова 2».

Вспомогательные материалы.

Другие пособия, которые  облегчат задачу учителя и разнообразят виды работ с детьми:

Альбом: "Подготовка детей к школе"

Альбом: "Кроссворды для детей, обучающихся чтению"

Альбом: "Фразеологизмы в ребусах на шахматном поле"

Альбом: "Образовательные игры"

Альбом: "Ребусы. 40 загадок 40 скороговорок"

Альбом: "Мозаика из слов. Шедевры из шедевров детской литературы"

CD-диск с программой автоматического создания ребусов "Ребусы малышам"

Синим цветом выделены наши авторские материалы.

Подробнее можно ознакомиться на сайте WWW.KUBIK.BY в разделе НАШИ ПОСОБИЯ