Ребус-метод в нашем применении

Ребус - метод Л.Штернберга в нашем применении

 Мы предлагаем своё применение ребус - метода, потому что широко используем для решения разных задач образования детей.

Что же такого полезного, с нашей точки зрения, предложил Л.Штернберг? – Он предложил УСТНЫЕ РЕБУСЫ. Склады слова (по Н.Зайцеву) кодируются целыми словами, у которых кодируемые склады стоят впереди слова и находятся под ударением. Ну, а если кодирующее слово подобрать не удаётся, оставляют склад без изменения. 

КО-МА-Р = КОт-МАйка-Р или КОнь-МАска-Р

В результате такого нехитрого, но эффективного приёма дети, не умеющие читать, распознают в словах звучание отдельных букв и слогов.  Когда Л.Штернберг утверждал, что он учит по телефону, мы говорили, что это нонсенс, так не бывает …, пока не поняли идею. Да, конечно, это ещё не чтение, а только первый шаг к чтению, но шаг весомый.

Итак, дети «услышали» отдельные склады в словах. Нам осталось сделать второй шаг: показать детям и привить устойчивое узнавание, как они выглядят.

Изображение букв, даже если они нанесены на кубиках Н.Зайцева, слишком абстрактные представления для детей. Попробуйте придумать такую игру, в которой участвуют эти абстрактные значки? – Ох, не просто! Так что к буквам желательно подобрать  опорные картинки - и играть можно, и запоминать проще. Так к словам, кодирующим буквы и слоги, у Л.Штернберга появились и картинки – пиктограммы. Количество кодирующих слов существенно уменьшилось, поскольку остались только существительные, но это не повлияло на результат: ко многим слогам или буквам появились опорные изображения.

Как обучать чтению детей с помощью ребус – метода, есть достаточно описаний, и мы повторять не будем. Мы отметим другую сферу применения метода - запоминание правильного написания слов.

Не секрет, что над грамотностью бьются  учителя во всех классах: учат проверять слова с безударными гласными, запоминать словарные слова, правила на разделительный мягкий знак и ещё много чего другого. Наши же дети, слова просто запоминают, поскольку запоминают их по опорным пиктограммам.  Осталось только придумать разные игры, где участвуют буквы и слоги с пиктограммами.

Первое, что мы сделали, закодировали в виде ребусов загадки и скороговорки (альбом «РЕБУСЫ»). Затем разработали достаточно большое количество детских кроссвордов, где склады также закодировали пиктограммами (альбом «КРОССВОРДЫ»).

Разработали альбом «Фразеологизмы в ребусах на шахматном поле», где текст можно прочитать ходом шахматной фигуры.

И, наконец, разработали программу «Ребусы детям», которая позволяет автоматически кодировать любые слова или фразы, и даёт возможность учителю подготовить ребус по любой теме занятия. (Выделенные позиции см. на стр. 2 раздела "НАШИ ПОСОБИЯ")

Такие ребусы целесообразно давать не только малышам, их можно вводить и в классах, где уже хорошо читают, но делают ошибки при написании слов. Вот, например, как выглядит фрагмент упражнения перед контрольным диктантом, подготовленный с помощью программы «Ребусы детям» 

Задание по упражнению: Выпишите слова, в которых пропущены буквы. Вставьте эти буквы.

Стояла х…лодная з…ма. Птицы г…лодали. Школьники задумали открыть птичью ст…ловую…

Перед выполнением задания даём ребус (названия пиктограмм ученик может посмотреть на отдельном листе):

       

После ребуса ученики выполняют задание.

Можно разгадывать ребус на экране компьютера: