Знакомим детей с системой координат

Знакомим детей с системами координат

 

    Мы гордимся успехами своих малышей, которые уже в 5 лет "побеждают" родителей на шахматном поле или в игре в "Морской бой".

 

Простейшая система координат

     Не забываем, что к нам пришли малыши и им бы поиграть, а не изучать системы координат. Так что придумаем игру, в которой будем поселять своих друзей в домик.

     Рисуем на доске домик: два подъезда и два этажа.

   Нарисованный домик - это абстрактное представление, поэтому наша задача провести аналогию между ним и настоящим домом. Так что начинаем игру с обсуждения.

    Обычно, чтобы попасть в квартиру, мы заходим в подъезд, и поднимаемся на этаж. Для нарисованного домика мы договоримся иметь два подъезда: "А" и "Б", а этажей у нас всего два. Поскольку на каждом этаже мы нарисовали по одной квартире, их удобно обозначить буквой и цифрой, причём первой поставим букву: сначала входим в подъезд, затем поднимаемся на этаж.

    Приступаем к игре. Одной группе детей раздаём будущих жильцов, например, жука, кота, лягушку и зайца, и указываем номера квартир. Другой группе - задание разнести "письма" по заданным адресам.

    После того, как дети усвоили правила игры, они уже легко заселяют домик и правильно разносят письма, а это означает, что они сделали первый шаг к пониманию системы координат.

    Дети всегда любят отгадывать загадки. Мы научим их отгадывать логические загадки с помощью таблицы, чем-то похожей на нарисованный домик.

    Загадка: Никита и Коля едят фрукты. Один из них ест яблоко, а другой  грушу. Коля не ест яблоко. Что ест Никита?

    Рисуем таблицу:

    Рассуждаем. Коля не ест яблоко. Ставим в таблице "-" на пересечении строки "Коля" и столбца "Яблоко". Делаем вывод: Коля ест грушу, поскольку у мальчиков не было других фруктов. Поскольку грушу ест Коля, то Никита её есть не может и мы ставим "-" на пересечении строки "Никита" и столбца "Груша". Делаем вывод: Никита ест яблоко. Заполняем таблицу и получаем решение загадки. 

    Наши малыши уже на втором занятии справляются с такими загадками (Не станем никого пугать, что это логические задачи)

    Всё, что просто, уже не очень интересно, и мы решаем более сложные задачи с помощью таблиц 3х3 и даже 4х4.

Система координат 8х8, или шахматная доска

     Разобравшись с домиком и таблицами, дети легко воспринимают шахматное поле. Мы пользуемся задачами альбома "ШАХМАТЫ и МАТЕМАТИКА". Возьмём два простых примера: один для ладьи и второй для слона. Ладья требует понимания горизонтали и вертикали, а слон - диагонали. Так что работу начинаем с усвоения этих понятий.

       Задача №1. Пройти ладьёй к дому. Обозначить маршрут.

       На рисунках даны примеры решения задачи, они понятны и без комментариев. При работе с детьми комментарий учителя, безусловно, необходим.

       Задача №24. Пройти слоном до домика, останавливаясь на заданных координатах. Записать координаты дополнительных остановок слона.

       Для решения задачи сначала вспоминаем, как обозначались подъезды и этажи, после чего отмечаем указанные в задании координаты (на рис. справа они указаны кружками) Зная, как по диагонали "ходит" слон, дети составляют маршрут и записывают координаты его дополнительных остановок.

"Морской бой" в полярной системе координат

       Мы решили пренести известную игру "Морской бой" в полярную систему координат. Начнём с простейшего варианта: 6 секторов, 3 дистанции.

      Дети, даже 4 лет, не испытывали проблем при игре в такой системе координат.

      Усложняеем условия игры, введя более сложное поле и дополнительные возможности задания координат:

      - Можно указывать только широкий сектор, обозначенный буквами А...Е. Если в этом секторе в любой из зон обозначен "корабль", игрок должен ответить словом "обнаружил".

      - Можно указывать только узкий сектор, обозначенный римскими цифрами I...XI. Если в этом секторе в любой из зон обозначен "корабль", игрок должен ответить словом "обнаружил".

         - Корабль противника можно "утопить", только указав точную зону его нахождения (сектор и дистанцию).

       Разбираем с детьми новую систему координат (5 дистанций и 12 секторов), учим как расставлять "корабли". В общем несложно.

         Самым сложным оказалось научить сужать поле поиска корабля противника, используя возможность задания только сектора. Некоторые дети довольно быстро научились делать выводы. Если в секторе А корабль обнаружен, а в секторе II его нет, следовательно корабль противника находится в секторе I. Там и предстоит его найти на одной из дистанций.

        Насколько сложно освить полярную систему координат? На первом занятии мы играли в простой системе по принципу прямого попадания. Указываешь сектор, дистанцию и получаешь ответ: "попал" или "не попал". Получалось у всех.

       На втором занятии мы играли по сложной системе. Детям было не просто понять, что лучше не пытаться сразу "утопить" корабль, а сначала обнаружить его приблизительную зону нахождения.

      На третьем занятии играли без проблем.

      Если вам понравилась игра в "морской бой" в полярной системе координат, скачайте картинку и играйте со своими детьми.