"Ложная" гиперактивность

Его звали Ярослав. И, ни в коем случае, не Слава. Его бабушка была заслуженным педагогом. Его дедушка – доктор каких-то сложных наук. Мама получала второе высшее образование. Папа…. Про папу я не знаю ничего, кроме того, что «Ярослав весь в отца…».

Он был невысокого роста, маленький и шустрый. Его сразу же заинтересовали кубики, который были рассыпаны  в классе на парте.

Легко отпустив мамину руку, он рванул к парте. Схватил один кубик, потряс, положил. Второй – потряс. Два одновременно. Сложил их башенкой. Еще один. И еще. Башенка рухнула с грохотом, но это Ярослава не остановило. Теперь из кубиков создавался то ли паровоз, то ли великая китайская стена – без комментариев понять было сложно. Все это время мама, стоя рядом со мной, активно участвовала в процессе:

- Ярослав, ну что ты делаешь! Положи немедленно! Прекрати, она сейчас упадет! Ну вот, что я говорила!! Ярослав, ну ты же неправильно делаешь…..

 Мама подошла к кубикам и начала активно демонстрировать, как надо делать «правильно»:

- Видишь, здесь надо ровненько. К этому желтенькому еще желтенький. Нет, беленький не надо! Что это за буква? Ну, мы же с тобой учили!

 Ярослав, еще минуту назад увлеченный кубиками, закрутил головой по сторонам. Несколько мгновений и он уже у доски – рисует мелом какие-то каляки-маляки, а от парты с кубиками раздается мамин голос:

- Ярослав, ты куда? Нет, не трогай! Положи немедленно! Я кому сказала!

После занятий у нас с мамой состоялся разговор. Пытаясь надеть на извивающегося Ярослава свитер, она рассказывала о том, что бабушка считает, что ребенок гиперактивный.  «Вы же видите, он не может долго усидеть на одном месте. И внимание у него неустойчивое – я его дома читать учу, так он больше десяти минут не выдерживает, отвлекается. А еще он иногда носится по квартире – не остановить, и орет как сумасшедший. Моя мама говорит, что это он не в меня – я тихая была, спокойная. Это он в отца своего».

На занятиях у Ярослава всегда была своя программа. Он категорически отказывался участвовать в общем процессе, а стоило только нам присоединиться к тому, чем занимается он, Ярослав тут же менял занятие. Тогда мы, посовещавшись с коллегой, решили предоставить ему максимально возможную свободу действий в группе. Ему разрешалось заниматься своим делом, если это было тихо и безопасно для него и окружающих. В противном случае, один из педагогов подходил к нему, делал замечание или запрещал этот вид деятельности, предлагая ему взамен какой-либо другой. Ему разрешалось играть с кубиками, рисовать на доске, раскладывать фигурки, рисовать карандашами, выполнять письменные задания, перебирать бусинки, ползать по ковру. Ему запрещалось залазить на парты и под парты, шуметь кубиками, бросать кубики, кричать, бегать по классу.

Прошло около восьми занятий и Ярослав начал понемногу присоединяться к общему процессу. А еще через месяц он первый раз выполнил задание, которое ему дал педагог.

Изменилось ли что-нибудь в его поведении дома? - Со слов мамы, нет.

Все мои попытки объяснить маме, что мальчик не гиперактивный, наталкивались на ее молчаливое сопротивление.

Вы спросите, а как можно самостоятельно предположить у ребенка гиперактивность или, иначе, СДВГ, для того, чтобы обратиться к специалисту неврологу? Я приведу перечень критериев, взятых из книги «Шпаргалка для взрослых» Лютова Е.К., Монина Г.Б.

Дефицит активного внимания:

1. Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание.

2. Не слушает, когда к нему обращаются.

3. С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его.

4. Испытывает трудности в организации.

5. Часто теряет вещи.

6. Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.

7. Часто бывает забывчив.

Двигательная расторможенность

1. Постоянно ерзает.

2. Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо).

3. Спит намного меньше, чем другие дети, даже в младенчестве.

4. Очень говорлив.

Импульсивность:

1. Начинает отвечать, не дослушав вопроса.

2. Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает.

3. Плохо сосредоточивает внимание.

4. Не может дожидаться вознаграждения (если между действием и вознаграждением есть пауза).

5. Не может контролировать и регулировать свои действия. Поведение слабо управляемо правилами.

6. При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты. (На некоторых занятиях ребенок спокоен, на других — нет, на одних уроках он успешен, на других — нет).

Если вам кажется, что у вас слишком шустрый малыш, понаблюдайте спокойно и непредвзято за его поведением сквозь призму перечисленных признаков. Если в возрасте до 7 лет, по вашему мнению, проявляются не менее  шести  признаков, вам следует посоветоваться со специалистом - неврологом.

        Ольга Битно