Гиперактивность

Сережу в три года к нам привела бабушка. В силу своего возраста и болезней, двигалась она медленно и тяжело. За то время, пока бабушка преодолевала расстояние от входа в школу до класса, Сережа умудрялся четыре раза сбегать туда - обратно.

В классе Сережа не мог усидеть на одном месте и минуты. Да что там, усидеть – и устоять тоже. Он прыгал, размахивал руками, приседал, вставал, пятился, наклонялся, куда-то залазил, откуда–то вылазил.  Все это сопровождалось шумом, грохотом, криком и слезами.

На замечания педагогов мальчик никак не реагировал, складывалось впечатление, что он их просто не слышит. Внимание удавалось привлечь, только повышая голос, но в этом случае реакция ребенка была непредсказуема – Сережа мог расплакаться, залезть под парту или разозлиться. Злился он громко, активно – то парту перевернет, то соседа толкнет, а то и к педагогу с кулаками и криками ринется.

В разговоре с бабушкой выяснилось, что мальчик наблюдается у невролога. Предварительный диагноз СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивность.

Когда понимаешь причину поведения ребенка, становится гораздо легче искать к нему подход - увеличивается запас терпения и сопереживания.

Основной опыт был у меня педагогический, и вопросами психологии пришлось заниматься с основ, поэтому решение тогда было найдено, скорее, интуитивно. Оказалось, что Сережа как-то неожиданно расслабляется и затихает, когда педагог легонько поглаживает его по спине или разрешает посидеть у себя на коленях.

Уже потом, начав серьёзно заниматься психологией и изучая литературу, я узнала об основных правилах работы с гиперактивным ребенком. Я их нашла в замечательной книге «Шпаргалка для взрослых» Лютова Е.К., Монина Г.Б. и всем, у кого слишком «шустрые» дети, рекомендую запомнить и следовать:

1.      Работаем с ребенком в начале дня, а вечером отдыхаем.

2.      Уменьшаем рабочую нагрузку ребенка.

3.       Делим работу на короткие, но более частые периоды. Вводим  физкультминутки, подвижные игры.

4.      Будем драматичными, экспрессивными учителями.

5.      Снизим требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать у ребёнка чувство успеха.

6.      Садимся рядом с ребёнком во время занятий, общаемся доверительно.

7.      Используем тактильный контакт (прикасаемся, поглаживаем).

8.      Договариваемся с ребенком о тех или иных действиях заранее.

9.      Формулируем короткие, четкие и конкретные инструкции.

10.  Используем гибкую систему поощрений и наказаний.

11.  Поощряем ребенка сразу же, не откладывая на «потом».

12.  Предоставляем ребенку возможность выбора при принятии решения.

13.  Всегда остаёмся спокойными и не раздражаемся. Нет хладнокровия - нет преимущества!

Сережа ходил к нам заниматься три года. Нельзя  сказать, что он первым зачитал в группе или что с течением времени он стал самым послушным и внимательным, но в школу он пошел с хорошими навыками чтения и счета.

Это было три года назад. Недавно разговаривала с Сережиной мамой. В школе он крепкий ученик, активно занимается спортом. И с учителем повезло – он понимает таких как Сережа - шустриков.

Ольга Битно