Игры на занятиях математики

Математическая таблица

Мы работаем по таблице чисел от 0 до 100. Существует несколько вариантов такой таблицы. Нам больше нравится вариант, приведённый на рисунке 1

Рис.1

Как правило, первые занятия мы начинаем с пения таблицы под фонограмму Д.Павленко. У него много вариантов её пения – по частям, и полностью; вперёд и обратно, так что повторяемся не часто. Хотя Н.Зайцев и критикует музыку, которую предлагает Павленко, но дети её хорошо запоминают, как навязчивую мелодию.

Тема: «Число – количество»

Для малышей число – это количество предметов, записанных с помощью цифр. (Число – это величина, с помощью которой производится счёт - толковый словарь Ожегова). Для лучшего запоминания чисел и соотнесения числа и количества предметов мы используем несколько видов игр, каждая из которых имеет свою особенность (Альбом "Математические игры"):

Лото «Числа первого десятка и до 100(кратные 10)». Игра используется для закрепления знаний чисел первого десятка и до 100, кратных 10. Учитель раздаёт ученикам игровые карты, пример которых приведён на рисунке 2 и фишки (вырезанные из картона квадраты) для закрывания названных учителем чисел.

Рис. 2

Учитель в произвольном порядке называет числа от 1 до 9 и от 10 до 100, кратные 10, а ученики, если видят названные числа на своих игровых картах, покрывают их фишкой. (Пока ученики неуверенно определяют числа на слух, учитель дополнительно показывает их на математической таблице) Первый из учеников, закрывший свои числа, кричит «Бинго» и становится первым выигравшим. Игра продолжается, пока учитель не назовёт все числа. Ученики, сидящие рядом, могут проверять друг у друга правильность покрытия фишками чисел.

Цепь «Число – количество». На каждой карте нанесены различные цифры и различное количество одинаковых фигур, как показано на рисунке 3.

Рис.3.

Карты раздаются ученикам и выкладываются последовательно таким образом, чтобы примыкающие карты удовлетворяли условию: цифра на одной карте примыкает к соответствующему количеству объектов на другой карте. Если никто не сделает ошибки, цепь замкнётся.

Домино: «Число – количество». Игра в домино – закрепление знания чисел. В отличие от «цепи», правила «домино» дают различные варианты выбора игрокам и они в большей степени сосредотачиваются на игре. В домино мы так же играем картами, где нанесены числа от 0 до 6 и, для подсказки, изображены соответствующие количества «шариков».

Рис. 4

Тема: «Сравнение чисел»

Ученикам достаточно просто объяснить понятия «больше» или «меньше», поскольку они широко встречаются в обиходной жизни. Числа – сами по себе абстрактные величины, поэтому, объясняя понятие «сравнение чисел», приходится потрудиться. Как правило, начинаем с «соседних чисел», демонстрируя их на таблице, затем вводим знаки сравнения и материал закрепляем в играх:

Лото «Соседние числа». Учитель называет и показывает на математической таблице заданные числа для выбранного варианта лото в произвольном порядке, а ученики покрывают фишками на игровых картах другое число, являющиеся одним из двух соседей названного. Задание далеко не простое, поскольку требует от ученика не просто внимательности и знания чисел, но и принятия решения при покрытии фишкой числа на своих игровых картах. Поэтому мы используем различные варианты сложности игровых карт, в зависимости от подготовленности учеников.

Кроме того, на игровых картах мы вводим контрольные числа, по которым учитель может определить правильно или неправильно ученик определял позиции, которые покрывал фишками.

Лото «Сравнение чисел». Учитель по очереди показывает свои демонстрационные карты, на которых рядом с числом стоит знак сравнения. Например, учитель показывает карту >14. Ученик должен покрыть любое число, которое больше 14. Или, учитель показывает демонстрационную карту 8>, а ученик должен покрыть любое число меньше 8. первый из игроков, закрывший все свои числа становится первым выигравшим.

Цепь «Число-количество». Карты раздаются ученикам и выкладываются последовательно таким образом, чтобы примыкающие карты удовлетворяли знакам сравнения.

Рис. 5

Тема: «Сложение – вычитание»

Как обычно, объяснение начинаем с математической таблицы. «Для того чтобы прибавить единицу, переместимся по математической таблице на одну клетку вправо, при вычитании – влево». - Легко запоминается и легко забывается, поскольку не требует умственных усилий. Так что мы опять вводим игры:

Лото «+/- 1». Учитель называет числа в произвольном порядке в заданном диапазоне. Ученики должны к названному числу прибавить 1 (в другом варианте вычесть 1) и покрыть фишкой на своих игровых картах вычисленное число. (Учитель называет число 9, ученик покрывает фишкой число 10 при сложении или число 8 при вычитании). Мы используем несколько вариантов игровых карт по уровню сложности, при этом они заполнены таким образом, чтобы после окончания игры оставались не закрытыми контрольные числа. По этим числам учитель определяет, правильно или неправильно ученик выполнял задание.

Рис. 6

Домино: «Сложение - вычитание». Играем специальными картами для тренинга операций сложения и вычитания чисел от 0 до 6 с подсказками для сложения – добавлением к кружкам ромбиков, для вычитания – вычёркиванием указанного в примере количества кружков.

Рис. 7