Вступительная статья

Для тех родителей, дети которых у нас не учились, расскажем немножко о себе.

Мы знаем, что во многих школах организованы кружки по подготовке детей к школе, но мы думаем, что ни одна из этих школ не может похвастаться, что ежегодно у них, как у нас, занимается более 10 групп детей разного возраста.

Нас умиляет,  когда мама рассказывает о том, что  сегодня её малыш, который ещё толком и говорить не умеет, после того, как она сказала, что  пойдём в школу, приносит ей обувь и куртку. Дети постарше, которые ходят с садик, оповещают своих родителей, что в сад они ходить больше не будут, они будут посещать только школу. А ведь основная наша деятельность – это образовательная, а не развлекательная! Мы учим читать, изучаем математику, и даже английский язык.

Приведём основные принципы, которые мы для себя выработали.

1.             Форма занятий должна быть минимально «сидячей», поскольку малыши любят побегать и пошалить.

2.             Максимальное количество информации давать в играх. Соответственно, приходится известные игры видоизменять и адаптировать под тему занятия.

3.             Вводить на каждом занятии элемент индивидуальной творческой работы ребёнка. Ребёнок зачастую торопит маму идти в школу на второй день только для того, чтобы закончить работу, начатую на предыдущем занятии.

4.             Учителя, которые ведут занятия, должны сами получать удовольствие от своей работы. 

Теперь несколько примеров занятий.

Малыши в возрасте  около 2 лет. Занятие на основе песенки Железновой «Жирафики». Конспективно.

Поём   песенку и показываем на себе  «пятна – пятнышки кругом». Затем каждому малышу даём  раскраску жирафиков и пальчиковыми красками наносим  пятнышки на раскраску. Рассказываем, какие длинные шейки у жирафиков, показываем, как мы свои шейки потянем кверху. Делаем  большого демонстрационного жирафа (можно на доске нарисовать контур) и с помощью воды крепим треугольные пятнышки из тонкой цветной бумаги.


Затем бежим по массажным дорожкам с песней: «Ножки, ножки, вы куда бежите…» и опять к жирафику клеить  теперь пятнышки из овалов. Считаем свои наклеенные пятнышки, находим соответствующую цифру два или три.  Работая над речевым дыханием, просим малышей  выдувать пузыри -  пятнышки на жирафика.  Раздаём малышам картонных жирафиков, с  дырочками для шнуровки. В эти дырочки малыши продевают пушистые ниточки. На листе обоев «случайно» находим следы жирафа. Они тоже разной формы… Выясняем, на что похожи эти следы и т.д.

Дети в возрасте около 4 лет. Фрагмент занятия по обучению чтению. Конспективно.

Учитель записывает на доске стихотворение

Бу-бу, я рогатый,
Бу-бу, я хвостатый,
Бу-бу, я ушастый,
Бу-бу, очень страшный,
Бу-бу, испугаю,
Бу-бу, забодаю.

Сначала выясняем, кто может быть «рогатым», «хвостатым» и т.д.? Вместе с детьми разбираем  все варианты ответов. Предлагаем  выбрать изображения животных из комплекта карт с пиктограммами, например: КОт, ЗАяц, БЫк, ВОлк, ЛЕв, ТИгр (выделен ударный слог). Поскольку пиктограммы – это не полный рисунок, например, тигра,  а образ тигра, являющийся опорным сигналом к слову ТИгр, то у детей вырабатывается ассоциация слога ТИ с пиктограммой тигра. При этом мы выясняем, кто из подобранных животных соответствует строке стихотворения. Проводим работу на внимание, пряча открытые карточки или подкладывая новые. Соотносим пиктограммы на картах с кубиками. Все вместе поём песенку кубика по таблице. Соревнуемся по составлению слов из кубиков и карт с пиктограммами и пр.

Дети в возрасте около 5 лет. Фрагмент занятия по математике (выбрали тему посложнее, для подготовленных детей). Конспективно.

Учитель вывешивает шахматную доску, расставляет фигуры и вспомогательные элементы:

 

Задание: указать фигуру (слон, пешка или ладья), которая первой придёт к финишу.

Учитель с детьми разбирают все возможные варианты. Мы же просто приведём возможные варианты решения.

Дети в возрасте около 5 лет. Поделка.

Чтобы не утомлять описанием, приведём только фотографию образца.

И, наконец, последнее. Если выполнить «0» работы, то по любому, будет «0» недоработок. Мы же находимся в постоянном  поиске новых способов обучения, так что всегда есть над чем работать.