Развитие логического мышления

Пару лет тому назад один из родителей, приведя ребёнка на занятия, в разговоре сказал: «Я хочу подготовить своего сына к поступлению на факультет прикладной математики и информатики (ФПМИ) БГУ». Его сыну, Егору, оставалось ещё пару лет до поступления в первый класс школы. Разговор на этом не закончился. Родитель организовал встречу с представителями ФПМИ БГУ, которые подтвердили свою заинтересованность отслеживать подготовку детей, которые интересуются точными науками.

В прошлом году к нам в «Кубик» пришёл один из родителей, неудовлетворённый знаниями по математике своего сына – первоклассника и привёл его к нам на факультативные занятия в группу детей, которых мы готовили к школе. Когда мы рассказали историю наших взаимоотношений с ФПМИ БГУ, родитель загорелся, и мы с ним (по второму кругу) тоже. Главное изменение за прошедшее время в том, что мы осознали, чему нужно учить детей начальной школы на факультативных занятиях, рассчитывая, что основной школьный курс будет доведён до учеников на должном уровне.
Известно, что все мы лучше всего помним и умеем то, что много раз повторяли. На этом принципе построены тренировки спортсменов, репетиции актёров, навыки рабочих и т.д. А вот, то в чём мы сегодня разобрались, без повторения, завтра, как правило, забудется. И повторять нужно, чем больше, тем лучше.

Итак, мы считаем, если уж над чем-то сегодня целенаправленно работать, так это тренировать три параметра: внимание, память и логику. Исходя из этой посылки, мы разработали курс «Развитие логического мышления». А где, спросите вы, «Олимпиадные задачи»? Давайте представим, что отменили «Олимпийские игры» и другие соревнования. Смогут ли спортсмены подготовить себя так, чтобы показывать результаты, которые они сегодня показывают на этих соревнованиях?

Развитие логики

Ещё в 1996 году А.З.Зак опубликовал учебно-методическое пособие «Развитие интеллектуальных способностей у детей 9 лет» и издал соответствующие рабочие тетради. Пособие было рекомендовано министерством образования РФ учителям начальной школы. Работа хорошая, полезная, но очень мало кто использовал её в учебном процессе. По разным причинам. В первую очередь слишком мало времени можно было выкроить из школьного курса математики, а про игровые формы работы на уроке вообще нельзя рассчитывать.  Поэтому, можно рассматривать только вариант факультативных занятий.

Мы планируем, с помощью игр закрепить у детей ряд логических заключений, которые присутствуют, практически, во всех играх. В том числе ОГО-ГО, морской бой на радаре и др. Таким образом, основной наш инструмент развития логического мышления – настольные логические игры.

Развитие внимания.

Чаще других на необходимость развития внимания указывают специалисты психологи, потому что «ни один психический процесс не может протекать целенаправленно и продуктивно, если человек не сосредоточит своего внимания на том, что воспринимает или делает». Ещё одно утверждение психологов мне понравилось: «Развитие внимания связано с развитием воли, но, в свою очередь, волевые качества человека зависят от особенностей его внимания. Необходимо тренировать и развивать свое внимание». Эти утверждения подтверждают наше интуитивное понимание, что, при отсутствии внимания, ребёнок не может усвоить НИ-ЧЕ-ГО! Так что настроимся целенаправленно развивать внимание детей, наряду с другими их способностями.  Соответственно интересу к проблеме, у психологов разработаны и методики по развитию внимания. Будем на эти методики в первую очередь и ориентироваться.

Что ещё следует учесть? – это возраст детей. Учителя начальной школы и воспитатели не профессиональные психологи и для развития внимания детей не должны применять никаких специализированных методик. Соответственно, при разработке курса  мы используем только игры и детские упражнения.
Мы вводим такие упражнения на развитие внимания, как поиск на рисунках спрятанные художником фигуры, лабиринты, поиск связного текста в последовательности букв или заданной последовательности чисел среди хаотичной их последовательности.
Ряд детских игр или соревнований позволяет учителю оценить уровень развития внимания детей, не прибегая к специальным тестам.

Развитие памяти.

Дети у нас младшего возраста и для развития памяти мы подбираем подходящие игры. Например:
- Учитель рисует на доске координатную сетку (3х3 и более). В одном из квадратов крепит магнитом «муху» и демонстрирует, как она может перемещаться и как сообщить координаты её положения. Игра происходит виртуально – только по памяти.
1. Первый вариант игры. Учитель не передвигает «муху», а последовательно задаёт несколько шагов её перемещения. Ученики сообщают координаты места нахождения «мухи» по своим представлениям. Задание на перемещение учитель даёт в структурированном виде, например: шаг первый, направление вертикально вверх, одна клетка перемещения.
2. Второй вариант игры. Задания на перемещение «мухи» задают ученики последовательно друг за другом. При этом если в результате задания, «муха» должна переместиться за пределы заданной координатной сетки, ученик, заметивший это обстоятельство, кричит «Стоп» и игру начинают сначала.
В зависимости от подготовки детей, учитель может выбирать более простой (3х3) или более сложный вариант(4х4, 5х5 и более) системы координат, а также принимает решение, вводить или не вводить перемещение по диагоналям.
- Учитель рисует на доске по очереди 6 геометрических фигур. Каждая из них демонстрируется в течение 5-7 секунд, затем стирается и на ее месте рисуется следующая фигура. Просмотрев все 6 фигур, участники должны нарисовать у себя на листе бумаги все показанные фигуры в последовательности, в которой они демонстрировались.