Шахматы, чтение и фразеологизмы

Шахматы, чтение и фразеологизмы

Занятие я подготовила для своей группы 5-6 летних детей на основе фразы «Лезть на рожон» из альбома «Фразеологизмы в ребусах на шахматной доске»

Шахматы. Устанавливаю шахматную доску и расставляю известные нам фигуры с прошлых занятий: пешки и ладью. Дети придумывают ходы, которыми можно ладёй сбить пешки. Немного поиграли, неинтересно.

Я убираю ладью и ставлю новую фигуру – слона.

    

Объясняю, что слон ходит только по диагоналям и так же сбивает пешки, которые встречаются на его пути. Расставляю пешки и предлагаю ученикам, по очереди, сбить слоном пешки. Оказывается, что иногда слон не может сбить пешку, потому что проходит рядом с ней, не  пересекаясь. Мы выясняем, что слон, который перемещается по жёлтым клеткам, никогда не попадает на чёрные и не может сбить пешки, стоящие на этих клетках.  И, наоборот, слон, перемещающийся по чёрным клеткам, не может сбить пешку, стоящую на жёлтой клетке. Некоторое время мы тренируемся сбивать слоном пешки, после чего на время нашего занятия дети запомнили особенности перемещения слона, а в дальнейшем, мы эти знания закрепим.

Чтение. Я раздаю ученикам листы, где на шахматном поле вместо пешек изображены пиктограммы, отображающие буквы и слоги, либо они просто записаны. Фактически, на шахматном поле закодирован ребус, который можно прочесть, если умеешь ходить слоном, знаешь буквы и знаешь, какие буквы и слоги обозначены пиктограммами. Мои дети это знают и теперь им нужно прочитать фразу, зашифрованную в виде ребуса.

           Ученики ещё не настолько хорошо умеют читать, чтобы у всех это получалось легко. Ведь нужно ещё не ошибиться с ходом слона, да и фраза не совсем понятная, чтобы можно было догадаться по первым буквам. Так что все старались. Перемещение слона по диагоналям от остановки до остановки отмечали цветными карандашами. Ещё, мы договорились, что останавливаться будем только на клетках, с пиктограммой или буквами. Не у всех получалось так гладко, как хотелось бы, и я им помогала.

    

В результате у каждого ученика появилась фраза, записанная в отведённых клетках на их листах. Ученики по очереди читают, свои фразы: «ЛЕЗТЬ НА РОЖОН». Мы её ещё раз переписали на отдельных листах.

Фразеологизмы: Фразу мы прочитали, но что она означает? Никто из моих детей не мог правильно ответить, правда, их варианты ответов я воспроизвести не смогу.

       

Объясняю сама.  Раньше, когда ещё не было ружей, на медведя охотились с заострённым колом, который ещё назывался «рогатина» или «рожон». Медведь, нападая на человека, вставал на дыбы, а человек упирал в землю свой  кол (рожон) и медведь опускался прямо на этот кол и погибал. Демонстрирую, как это могло происходить. Вот с тех пор появилось такое выражение «Лезть на рожон» или «Не лезть на рожон», хотя речь идёт уже не про медведя, а про человека, который необдуманным поступком может сделать себе неприятность. Я прошу вспомнить, кто из ребят делал поступки, к которым можно было бы применить данную фразу.

Глеб рассказал, что полез на дерево, желая похвастаться, что не боится высоты. Ветка обломалась, он упал и больно стукнулся.

Артём вспомнил, что мама просила его не брать сосульки в рот, а он всё равно их брал, в результате заболело горло.

Алиса сказала, что любит играть с острыми предметами на кухне, хотя мама просит быть осторожной. Вот и порезалась ножом.

Насколько точно подходят объяснения детей к фразе «Лезть на рожон», они поймут, когда подрастут, мы же сделали очередной шаг к освоению языка фразеологизмов.

Я записываю на доске незавершённую фразу «Не действуй сгоряча, не думая о…», а справа – слова, которые можно было бы применить в этой незаконченной фразе.

    

Мои ученики читали фразу, вставляя предлагаемые мной варианты слов на место пробела, и сошлись на слове «поступках», хотя я хотела, чтобы было слово «последствиях».

Рассуждение. Я предложила детям назвать, где они могли бы применить  фразу «Не лезть на рожон», не связывая её с медведем и «рожоном»?

Ученики (будущие первоклассники) записали на доске: «работа» и «поведение»..  Вот такие мои ученики.

.

Лена Зенчик