Кроссворд на уроке чтения

Кроссворд на уроке чтения

 Сегодня мы выбрали кроссворд в качестве средства, с помощью которого будем запоминать слоги, читать и толковать слова, запоминать их правильное написание, развивать речь.

Разгадываем

Рисую на доске кроссворд, который выбрала из альбома «Кроссворды для детей, обучающихся чтению» Клеточки с буквами заполняю мелом, а клеточки со слогами - картами с пиктограммами.

Мы впервыё разгадываем кроссворд на занятии и, первым делом, разбираем и повторяем с детьми понятия горизонтальной  и вертикальной линии:

- движение рукой сверху вниз – вертикальное.

- движение рукой в стороны – горизонтальное.

Закрепляем эти понятия, показывая на кроссворде на доске и  индивидуальных листах.

 

Предлагаю начинать разгадывать с вертикальных рядов (хотя это не принципиально), мотивируя тем, что там больше подсказок в виде карточек – пиктограмм.

Первое слово по вертикали. Читаю толкование этого слова: «Бронированная самоходная машина на гусеничном ходу». Мои ученики мне сразу доложили, что это «танк», возможно, они подсмотрели на обратной стороне в своих индивидуальных листах с кроссвордом подсказки в виде картинок.

Максим Гиндеров вписывает слог «ТА» в нужную клетку на доске (остальные буквы слова там уже присутствуют), а остальные дети записывают в своих листах с кроссвордом.

  

Дальше работаем аналогично: «Овощ растения семейства перечных» – ПЕРЕЦ, «Двухколёсная машина для езды, приводимая в движение ножными педалями» - ВЕЛОСИПЕД и т.д.

   

Если не совсем понятно толкование слова, то, переворачивая лист, смотрим  подсказку в виде рисунка. Можно подсказывать друг другу, обсуждать, сверяться с доской …  В общем, кроссворд разгадают все без исключения.

   

Читаем

Все слова по вертикали и горизонтали разобраны, растолкованы и записаны. Мои дети по очереди (руки поднимают все!) читают их с кроссворда, оформленного на доске. Я повторяю чтение слов не без задней мысли, поскольку,  многие из них относятся к словарным, словам с безударными гласными и др., в которых начальной школе дети делают наибольшее число ошибок при написании. У нас же, в кроссворде, ошибку сделать невозможно.

Прочитав слово, я прошу дать его толкование. К моему удивлению, и с толкованием слов, у моих детей проблем не возникало, правда, если хорошо умеешь читать, можно прочесть толкование на листах с кроссвордом. Для иллюстрации: ЦВЕТЫ – яркие головки на стебле растения.  

 

Сочиняем

Я выкладываю заранее подготовленные слова из кроссворда в некотором порядке и предлагаю сочинить рассказ с этими словами.

            Любое дело начинать не просто, но мои ученики потихоньку осваиваются.

            Рассказ первый «Мы ездили на море.  Помогаю «мы летом с мамой ездили на Чёрное море» Велосипед собой не взяли. На такси не ездили. Ходили пешком. На берегу моря гулял петух.  Спрашиваю, что он там делал? Ответ: заблудился. Помогаю: «Петух ушёл со двора и заблудился. Он оказался на берегу моря». У петуха две лапки, а у меня две ноги.. Он кукарекал свою песню, а нот у него не было.. Людям за песню дарят розу, а петуху дали горох и перец.  Цветы ему ни к чему»

Рассказ второй. Следующий рассказ был очень похож на первый, поэтому его не пересказываю.

Рассказ третий. (Дети входят во вкус) «Мой друг живёт у моря. Он любит кататься на велосипеде. На такси он не ездит. Это дорого стоит. У них во дворе живёт петух. Он стоит на заборе на одной ноге и поёт песни. Ноты ему не нужны. Бабушка у них во дворе посадила розы, перец и горох. Петух склевал весь горох! (все смеются) У них растёт ещё много разных цветов».

  

            Рассказ четвёртый. «Я уже плаваю, и могу переплыть  целое море! Я быстро езжу на велосипеде! У нас есть машина и на такси мы не ездим. Я не люблю петухов. Они дерутся. Один петух клюнул меня в ногу. Было больно. Ноты мне непонятны, потому что я маленькая. Розы я люблю нюхать. Мама насыпала в горох много перца, и мы чихали и кашляли от него. Моя мама любит, когда ей дарят цветы».

            Рассказы, конечно, не дословные, поскольку я их не стенографировала, но всем было весело. А то, что дети серьёзно поработали, так никто из них этого и не заметил.

            Слова, по которым составляли рассказы, раздаю детям, чтобы дома придумали рассказ для своих родителей.

 

Татьяна Макаренкова