Бобры

Бобры

Отработка навыка чтения. Расширение словарного запаса и знаний о природе. Правильное написание проблемных слов. Рассуждение. Рифмование.

 Пишем слова. Учитель рассказывает, что в одном из классов лесной школы учились дети зверей.  Учительницей была Лиса.

Учитель раздаёт ученикам листы (Приложение 1), где на шахматном поле пиктограммами зашифрованы слова: Волчонок,  Бобрёнок, Зайчонок, Медвежонок. Ученики находят их xодом шахматной фигуры и выписывают. Расшифровка ребусов происходит с помощью карт букв и слогов с пиктограммами и рисунков к приложению 2, поэтому ошибки в написании слов дети могут сделать только по невнимательности, несмотря на то, что слова сложные.

Учитель обсуждает, кем были родители учеников (у волчонка - волк, у зайчонка – заяц и пр.). Всем «волчонкам»,  «зайчонкам» и пр. учитель даёт имена, например,  «зайчонок Маша».  Свои «имена» ученики также записывают. Учитель обращает внимание, что первую букву имени нужно писать больше остальных.

Метод исключения. Свой урок учительница лиса начала с загадки.

Учитель записывает варианты отгадки на доске: УЖ, КАБАН, ОНДАТРА, ВЫДРА, БОБР.

Загадка: «Не рыба, а плавает. Не дровосек, а деревья валит. Не плотник, а дом строит»

Даже если дети в классе знают, что это бобр, учитель анализирует вместе с ними все предложенные варианты отгадок, и оставляет верный ответ методом исключения:

Уж плавает, но деревья не валит и дом не строит.

Кабан деревья валит, но не плавает и дом не строит.

Выдра плавает, дом строит (пещера или нора), но деревья не валит

Ондатра плавает, дом строит (нора или хатка), но деревья не валит.

Бобр плавает, деревья валит и дом строит.

Ребусы, скороговорки. Следующие фразы, ученики читают сами, разгадав ребусы.

Работящие зверьки строят дом среди реки. Если гость придет, то из речки вход!

В бору бобёр и брат бобра работают без топора. Бобры добры, жаль вырубать бобрам боры.

У нас в реке живут бобры. Бобры добры, бобры бодры.

Учитель организует небольшое соревнование между учениками, кто из них сумеет без запинки прочитать или произнести скороговорки.

Новые знания о бобрах. Учитель спрашивает учеников, видели ли они когда-нибудь бобров? Показывает картинку бобра (Приложение 3) и задаёт вопросы, на которые сам же и отвечает, если ученики не знают ответа.

Отличительные черты бобров:

Бобры видят или нет?

Плавают они или нет?

Мех у бобров есть или нет?

Почему мех бобров не намокает?

Умеют ли бобры быстро бегать по земле?

Как бобры плавают?

Как бобры могут строить свои сооружения?

О жизни бобров:

У бобров есть ноздри и уши. Почему в них не набирается вода, когда бобры ныряют?

Как бобры валят деревья?

Как в воде бобры плавают в разных направлениях?

Как бобры забивают ил и глину между прутьями при изготовлении плотины?

Как бобры сигнализируют об опасности?

Домик бобров на воздухе или в воде?

Рифмование. Учитель предлагает всем вместе сочинить стишок про бобра и его знаменитый хвост. Он начинает строку, ученики заканчивают.

У бобра отличный …

И на вид он вроде …

Но в воде хвост …

И движением …

Хвост опора, хвост и …

Поможет он в жару и …

Риторика). Второе и третье стихотворение (Приложение 4) учитель раздаёт на листах. Чтение первого стихотворения учитель может организовать в виде диалога: один ученик (или команда) спрашивает – второй ученик (или команда) отвечает.

Отвечайте нам бобры: шли ли вы в сыры боры? - Лучше плаваем, чем ходим, от врага мы так уходим.

Вы б бобры нам рассказали, как нору свою копали? - Под водой готовим вход, он от берега ведёт по косой, наверх, где сухо. Спальня там, постель из пуха.

Какая пища у бобра? -  Побеги, листья и кора.

А деревья разгрызёте? -  Два резца во рту «в почёте».

Ну, а шерсть у вас, какая? - Жиром смазана, густая. В ней всегда тепло бобрам, в стужу не замёрзнуть нам.