Раздел 2

Обучение грамоте дошкольников

"Олимпиадное" задание

Родителям, которым любопытно с какими "трудностями" столкнутся их дети  у нас на занятиях, предлагаем выполнить несколько заданий:

Расшифровать ребус; прочитать фразу на шахматной доске ходом шахматной фигуры; прочитать стихотворение, разрезанное на кусочки; выбрать путь и сравнить количество шагов белой и чёрной ладьи. Задания открыть

 

Обучение грамоте детей 4-5-6 лет

Занятия ориентированы на детей  4 … 6 лет, два раза в неделю в течение 7-8 месяцев.

Состав групп. Мы выбрали для себя формирование по возрасту с учётом предварительной подготовки детей.

Принцип обучения. Дети маленькие, подвижные, любознательные. Нельзя их сажать за парты, да и не очень получится. Но работать с сидячими и слушающими детьми учителю проще. В классах школ учителя могут обучать 20 учеников и более, а у нас не более 12. Все бегают, играют и при этом ещё должны набирать знаний. Читать всё

 Обучение чтению дошкольников

Битно Л.Г, д.т.н., лауреат Гос. премии.  Конструктор машин, которые умели видеть и говорить. Вместо введения - краткая история, как мы проектировали говорящую машину. Была задача, но у нас не было достаточных знаний. Мы взяли «Букварь» и начали проект. Сначала мы сгенерировали звуки, соответствующие буквам алфавита. Затем нам потребовалось сформировать на основании этих звуков новые фонемы (звук речи), которые отображают «слогослияние». Чтобы получить такую фонему, нам нужно было знать закон, её образования. Однако, мы не нашли ни одного лингвиста, который бы знал, как её получить. Тупик! Читать всё

Обучение чтению с помощью карт с пиктограммами

Прежде, чем приступить к работе по обучению чтению с помощью карт с пиктограммами, необходимо поиграть с детьми в устные ребусы.  При этом нельзя забывать основное правило подбора кодирующих слов: в слове под ударением должен находиться первый слог или первая буква. Например, мы говорим: «Утка», дети называют первую, хорошо слышимую букву «У», мы говорим «СЫр», дети называют СЫ. Если эти два слова произнести одно за другим, то можно услышать громко произносимые слоги У и СЫ и слово УСЫ. Первое время дети его плохо слышат, но, чем больше играешь, тем лучше у них получается.  Мы говорим: «КАктус», «ШАр». Какое слово получилось? -  КАША. Читать всё

   

Словарные слова и лото складовое

Так получилось, что нашу школу выходного дня организовали опытные учителя начальных классов и, только спустя несколько лет, по мере расширения школы, стали работать воспитатели детских садов и молодые учителя без большого опыта работы в школе. Почему мы акцентировали внимание на предшествующей деятельности педагогов? - Потому что, несмотря на хороший уровень подготовки и умение обучать детей, у опытных воспитателей детских садов  и  опытных учителей школы разное видение задачи в целом. Читать всё

Ребус - метод Л.Штернберга в нашем применении

Мы предлагаем своё применение ребус - метода, потому что широко используем для решения разных задач образования детей.

Что же такого полезного, с нашей точки зрения, предложил Л.Штернберг? – Он предложил УСТНЫЕ РЕБУСЫ. Склады слова (по Н.Зайцеву) кодируются целыми словами, у которых кодируемые склады стоят впереди слова и находятся под ударением. Ну, а если кодирующее слово подобрать не удаётся, оставляют склад без изменения. КО-МА-Р = КОт-МАйка-Р или КОнь-МАска-Р  Читать всё

 

 Обучение чтению по складам

Здравствуйте, меня зовут Сергей Михайлов. Я сделал сайт посвященный обучению детей чтению потому что долгое время бился над тем, чтобы обучить дочку чтению. Она складывала буквы Мэ + А + Мэ + А и ни как не могла получить слово МАМА. Сколько мы друг другу попортили нервов! И вот до меня дошло, что читать нужно не по буквам, а сочетаниями букв. МА +МА. Если ваш ребенок читает слово папа вот так пэапэа, то этот сайт и игра для вас. http://poskladam.ru

Ещё вариант работы с картами букв и слогов с пиктограммами

Эффективность любого занятия зависит, в первую очередь, от концентрации внимания детей. Добиться этого на каждом занятии – непростая задача. Так и изобретаем всевозможные способы проведения занятий, чтобы они были интересными и отличались друг от друга.

Наши малыши уже привыкли к картам букв и слогов с пиктограммами (назовём их условно «пиктограммами»). Много у нас вариантов работы с ними, но количество занятий ещё больше и нельзя превращать занятия в «рутину». Нашли мы на просторах Интернета, что кто-то маркирует грани кубика в разные цвета  для решения своих задач и решили в дополнение к маркированному кубику оживить «пиктограммы» аналогичными наклейками. Читать всё

       Кроссворд на уроке чтения (Занятие с группой детей 5-6 лет)

 C помощью кроссворда будем запоминать слоги, читать и толковать слова, запоминать их правильное написание.

Рисую на доске кроссворд, который выбрала из альбома «Кроссворды для детей, обучающихся чтению» Клеточки с буквами заполняю мелом, а клеточки со слогами - картами с пиктограммами.

Мы впервыё разгадываем кроссворд на занятии и, первым делом, разбираем и повторяем с детьми понятия горизонтальной  и вертикальной линии: - движение рукой сверху вниз – вертикальное.  - движение рукой в стороны – горизонтальное. Читать всё

Фразеологизмы (Занятие с группой детей 5-6 лет)

Занятие я подготовила на основе фразы «Лезть на рожон» из альбома «Фразеологизмы ...»

Устанавливаю шахматную доску и расставляю известные нам фигуры с прошлых занятий: пешки и ладью. Дети придумывают ходы, которыми можно ладёй сбить пешки. Немного поиграли, неинтересно. Я убираю ладью и ставлю новую фигуру – слона. Объясняю, что слон ходит только по диагоналям и так же сбивает пешки, которые встречаются на его пути. Расставляю пешки и предлагаю ученикам, по очереди, сбить слоном пешки. Оказывается, что иногда слон не может сбить пешку, потому что проходит рядом с ней, не  пересекаясь. Мы выясняем, что слон, который перемещается по жёлтым клеткам, никогда не попадает на чёрные..Некоторое время мы тренируемся...   Читать всё

   

Город Сочный  (Занятие с группой детей 5-6 лет)

Это занятие мы подготовили для 5-леток, которые уже умеют читать. Не бегло, конечно, но достаточно, чтобы не заниматься обучением чтению, а уже отрабатывать  навык  чтения. Дополнительно, мы хотим развивать детскую фантазию и обратить их внимание, что названия городов и улиц пишутся с большой буквы.

Мы строим город. Вместе с детьми придумываем различные названия. Я записываю на доске все предлагаемые варианты. Дети читают, обсуждают, кому какое название больше нравится и, в конце – концов, мы выбрали название городу: «Сочный». Читать всё

Продолжение на следующей странице. Открыть