Мисс Болото

Мисс Болото

Рассуждение. Расширение знаний об окружающем мире. Отработка навыка чтения. Развитие речи.

Учителю: Болото (Приложение 1) - участок суши, характеризующийся избыточным увлажнением, повышенной кислотностью и низкой плодородностью почвы, выходом на поверхность стоячих или проточных грунтовых вод, но без постоянного слоя воды на поверхности. Для болота характерно отложение на поверхности почвы неполно разложившегося органического вещества, превращающегося в дальнейшем в торф.

Организация конкурса. Модно нынче стало проводить конкурсы: Мисс Мира, Мисс Россия, Мисс Беларусь …. Один из конкурсов состоялся за звание «Мисс Болото».

Ясное дело, что конкурсанты представляли местное болото, а конкурс проходил на ближайшей лужайке. Пригласили фотографа, в центре соорудили подиум (учитель объясняет детям значение этого слова). Жюри конкурса составлено из  КОМАРОВ, как самых многочисленных обитателей болота. Роль КОМАРОВ в жюри будут исполнять ученики. Конкурсанты представляли себя сами: ВЫПЬ, ЦАПЛЯ, КУЛИК, СОВА, ЛЯГУШКА, ЖУРАВЛЬ, ГУСЬ, АИСТ. (Приложение 2) Учитель вывешивает на доске карточки претендентов.

Некоторые из конкурсантов на болоте не живут, а только питаются, или наоборот, гнездятся на болоте, а питаются на реках, озёрах, или на суше. Так что в первом конкурсе жюри исключает двух претендентов, которые меньше других проводят своё время на болоте.

Конкурс 1. Время обитания на болоте. Ученики должны получить информацию о конкурсантах. Учитель раздаёт им листы с их описанием (Приложение 3). Он зачитывает характеристики конкурсантов, ученики за ним повторяют в виде эхо-чтения.

            ВЫПЬ – Гнездо строит в болоте на кочке. Питается лягушками, головастиками, рыбой.

ЦАПЛЯ – Гнездо строит на сухих островках, на деревьях в болоте. Питается рыбой, лягушками, водяными крысами.

КУЛИК – Гнездо простейшее, в болотистом месте. Питается рыбой на водоёмах и реках.

СОВА – Гнёздо строит на заболоченных берегах рек и водоёмов. Питается мышами полёвками.

ЛЯГУШКА – Живёт в воде и на суше. Питается комарами, подвижными насекомыми.

ГУСЬ – Гнездо строит на болоте, иногда на деревьях. Питается, предпочтительно на суше.

ЖУРАВЛЬ – Гнездо строит в болоте в трудно доступных местах над водой. Там же в болоте, находит себе пищу.

АИСТ – Живёт рядом с людьми, прилетает питаться на низкие и слегка заболоченные места.

Затем, по очереди, ученики обсуждают каждую кандидатуру и заполняют таблицу для определения претендентов на выбывание.

Например, рыба в болоте не живёт, следовательно, КУЛИК там не питается. Мыши и полёвки так же не живут в болоте, соответственно, СОВА не может их там ловить. Аист или Цапля могут найти себе пищу как в болоте, так и за пределами его, поэтому в таблице, указывая место пропитания, мы отмечаем, с учётом возможности перемещения, что они могут питаться не только в болоте. Лягушки могут жить и не в болоте, но из-за ограниченной возможности перемещения болотные лягушки живут только в болоте.

            Открытым голосованием  исключают два претендента (одному ученику можно голосовать не более двух раз, поскольку  исключают 2 претендента).

По результатам голосования остаётся 6 претендентов. Предположим, жюри исключило АИСТА и КУЛИКА.

Конкурс 2. Грация. (Грация – это изящество в движениях и позах) Учитель объясняет ученикам задание. Поскольку самих конкурсантов на занятии нет, то ученики будут сами демонстрировать грацию претендентов так, как они это смогут. Например, цаплю представить, стоящей в воде на одной ноге; выпь – с поднятым клювом, чтобы быть похожей нa тростник, лягушку – прыгающую, журавль – с поднятой головой и длинными ногами и т.д.

Ученики, по очереди демонстрируют конкурсантов, после чего исключают два претендента открытым голосованием. В данном случае обсуждать, насколько удачно ученик представил позу или движения конкурсанта не следует. Как и в предыдущем конкурсе, один ученик может голосовать только два раза, исключая двух претендентов. Остаётся 4 претендента. Предположим, жюри исключило КУЛИКА и СОВУ.

Конкурс 3. Крик. Наши конкурсанты имеют разные голоса. В данном конкурсе они должны проявить свои таланты. Представлять конкурсантов  будут ученики. Поскольку ученики слышали далеко не все голоса конкурсантов, то озвучивать будут вместе с учителем. Желательно, чтобы учитель записал на доске слова, озвучивая которые можно более-менее сносно озвучить крики конкурсантов  (фраарк, фраук-джаук-джаук-ак-ак, трумби пр.).

АИСТ – умеет только щелкать своим клювом.

ЦАПЛЯ  - крик резкий, хриплый и каркающий, звучит что-то вроде «фраарк», или другие гортанные звуки вроде «фраук-джаук-джаук-ак-ак».

ВЫПЬ – крик очень громкий, разносящийся на 2-3 километра в округе. Его можно передать, как низкое «трумб» или «у-трумб», напоминающее рёв быка.

ЖУРАВЛЬ – крик журавля звучит, как «курлы – курлы».

ЛЯГУШКА – крик мы обычно имитируем, как «ква – ква – ква» или «бре – ке – ке».

ЧИБИС – крик слышен далеко, он напоминает несколько гнусавое «чьии-вы, чьии-вы».

СОВА – болотная сова щёлкает клювом,  напоминя барабанную дробь

ГУСЬ – крик напоминает звуки «гагак, кагак, кага...».

После проведённого конкурса проводят открытое голосование, кого из конкурсантов исключить. Предположим, исключили ЦАПЛЮ, осталось 3 претендента.

Конкурс 4. Интеллект. Задание на этот конкурс: решить загадку. Загадку вместо конкурсантов будут решать ученики. Учитель раздаёт ученикам загадку (Приложение 4), закодированную в виде ребуса.

Все обходят это место,
Здесь земля как будто тесто;
Здесь осока, кочки, мхи …

После нахождения отгадки, приступают к последней стадии голосования. В данном случае голосование будет тайным. Каждый ученик напишет на бумажке имя одного из трёх претендентов на звание Мисс Болото. Победителем объявляется конкурсант, за которого больше всех проголосовало учеников.