Цыплёнок

Цыплёнок

Отработка навыка чтения. Запоминание правильного написания слов (цыплёнок, ворона, крылья и др.) Риторика (пересказ с мимикой и жестами).

Рассказ. Учитель рассказывает детям сказку:

«Жил был на свете цыплёнок. Он был очень маленький, но когда гулял по двору, то важничал и задирал голову вверх. Маму цыплёнка звали Пеструшка, потому что у неё были пёстрые перья.

Как–то налетела на маму злая ворона, стала клевать её и гнать к озеру. Увидел это, сидевший на заборе петух, начал кукарекать и  хлопать крыльями. Ворона испугалась и улетела.

Цыплёнку понравилось, как петух напугал ворону. Он вытянул шею и попытался запрыгнуть к петуху на забор. Цыплёнок был маленький, и у него ничего не получилось.

Щенок всё видел, стал смеяться над бесполезными усилиями цыплёнка и тот заплакал.

Подбежала мама курица, пожалела и приласкала цыплёнка»

Ребусы. Учитель раздаёт детям проблемные слова, разрезанные на карточки (Приложение 1) и закодированные в виде ребусов. (ЦЫПЛЁНОК, ГОЛОВА, ПЕСТРУШКА, ОЗЕРО, ПЕТУХ, КРЫЛЬЯ, ОЗЕРО, ВОРОНА, ШЕЯ, ЩЕНОК, МАЛЕНЬКИЙ)

Ученики должны расшифровать ребусы, записать свои слова на карточках в выделенных полях и назвать их вслух. При этом ученик называет расшифрованное им слово, а учитель просит остальных попробовать его закодировать другими словами и буквами по принципу ребусов. Например, называется слово «ЦЫПЛЁНОК». Ученики должны придумать слова, чтобы его закодировать «ЦЫпа – П – ЛЁтчик – НОж – К». Если они затрудняются с подбором кодирующих слов, ученик, назвавший слово, может подсказать, поскольку у него есть исходный ребус.

Учитель особо останавливается на двух словах: Пеструшка и цыплёнок. «Пеструшка» – это имя собственное и пишется с большой буквы (при расшифровке ребуса заглавная буква не выделяется), а после «цыплёнка» учитель с учениками тренируются запомнить и быстро проговорить скороговорку, которую желательно, написать на доске: «ЦЫГАН НА ЦЫПОЧКАХ ПОДОШЁЛ К ЦЫПЛЁНКУ И ЦЫКНУЛ НА НЕГО «ЦЫЦ»». При этом учитель подчёркивает, что во всех этих словах используется слог «ЦЫ» (ЦЫпа) и ни разу не используется слог «ЦИ» (ЦИркуль).

  Мозаика словарная. Учитель делит группу на две команды. Одной команде он раздаёт, разрезанную на квадраты, мозаику словарную «Цыплёнок 1» (Приложение 2), и неразрезанную картинку для правильного раскладывания слов. Второй команде – мозаику «Цыплёнок 2» (Приложение 3). Вместе они содержат весь тест сказки. Учитель может устроить соревнование, какая из команд первая правильно соберёт свой текст.

На правильно собранной мозаике текст читается сначала при книжном расположении страницы, а  затем – при альбомном. Первой читает команда, собиравшая мозаику «Цыплёнок 1».

   

Риторика. Учитель записывает сказку на доске. Дети должны прочитать её, максимально выразительно, используя  интонацию, голос, мимику и жесты. Естественно, что они должны читать сказку без затруднений. Поэтому, при необходимости, они читают её несколько раз.   Приблизительный вариант чтения с демонстрацией:

Жил был на свете цыплёнок. - Читаем негромко, чтобы прислушались.

Он был очень маленький, но когда гулял по двору, то важничал и задирал голову вверх. - Показываем руками, какой цыплёнок маленький, как он ходил и важничал.

Маму цыплёнка звали Пеструшка, потому что у неё были пёстрые перья. - Голосом выделяем имя мамы курицы.

Как-то налетела на маму злая ворона, стала клевать её и гнать к озеру. - Мимикой изображаем, какая была злая ворона и жестами, как она клевала и гнала Пеструшку.

Увидел это сидевший на заборе петух, начал кукарекать и хлопать крыльями. - Показываем, как петух сидит на заборе и наблюдает по сторонам, затем пугает ворону.

Ворона испугалась и улетела. - Мимикой изображаем, как испугалась ворона и жестами, как она улетела.

Цыплёнку понравилось, как петух напугал ворону. - Мимикой изображаем, как цыплёнку нравится.

Он вытянул шею и попытался запрыгнуть к петуху на забор. - Вытягиваем шею и изображаем желание прыгнуть.

Был он совсем маленьким, и у него ничего не получилось. - Интонацией, показываем, как мы сожалеем, что у цыплёнка не получается прыгнуть.

Щенок играл во дворе и стал смеяться над бесполезными усилиями цыплёнка и тот заплакал. - Демонстрируем, как смеётся щенок над цыплёнком и плачет цыплёнок.

Увидела мама курица, что цыплёнок плачет, прибежала и пожалела его. - Показываем, как Пеструшка утешала цыплёнка.

Сказала, что скоро он вырастет и сможет взлететь высоко. - Голосом и жестами показываем, как будет вырастать цыплёнок.

Обращаем внимание, что происходит чтение текста, а не физкультминутка, поэтому мимика и жесты должны не отвлекать от рассказа, а только его дополнять, чтобы рассказ стал интереснее и понятнее. Можно разделить группу на две команды. Одна будет читать, а вторая слушать и оценивать, затем, наоборот.

Пересказ. В заключение, учитель предлагаем желающим ученикам рассказать сказку своими словами, стараясь выделить главное, что ученик в ней запомнил. При этом ученики передают рассказчику все карточки со словами, которые они расшифровывали из ребусов. Эти слова рассказчик, при желании, может вставлять в свой пересказ.