Английский язык

Английский язык и «благие намерения»

Долгова И.А.

Обычно весной и летом мамы дошкольников начинают задумываться  о начале системного образования своего ребенка. Обучение чтению и азам математики вопросов не вызывает, а раннее обучение иностранному языку вызывает часто и сомнения, и неуверенность, амбиции и отвержение.

В последние годы появилась своеобразная мода – учить малыша иностранному языку буквально с пеленок. Родители мечтают, что в первом классе их чадо поразит всех своим «Hello, everybody!» и нервничают, когда 4-летний малыш все еще путает русскую «А» и английскую «А» (эй).

Когда же следует приступить к занятиям по изучению иностранного языка с точки зрения психологов и педагогов?

1.      Прежде всего, они рекомендуют остановить слишком активных мам, желающих начать обучение детей в 1 годик. Такие попытки бессмысленны. Если, конечно, вы не принадлежите к разряду билингвальных, т.е. двуязычных, семей, в которых равноправно используется родной и иностранный языки всеми членами семьи. Либо вы имеете возможность нанять носителя языка, который круглые сутки будет создавать для вашего малыша языковую среду.

2.      Оптимальный возраст для первичного знакомства ребенка с иностранным языком - от 4 до 7 лет. Но и это весьма индивидуально. Обязательным условием является освоение ребенком родной речи. Необходимо, чтобы малыш мог выговаривать все звуки и знал все буквы родного языка, обладал внушительным словарным запасом. Письменный иностранный язык вводится также после того, как ребенок хорошо освоит письменный родной язык.

В дошкольном возрасте дети способны выучить отдельные слова, фразы, элементарные стихи и песенки. Если дома будет создана языковая среда, можно добиться более серьезных результатов, но не надейтесь на то, что, посещая курсы, ваш малыш будет свободно изъясняться  на иностранном языке даже через год обучения.

К сведению нетерпеливых родителей. Существует так называемая «норма молчания», когда в течение 3-4 месяцев после начала обучения малыш может ничего не произносить на иностранном языке. А самое главное, какую бы форму обучения вы ни избрали – занятия в группе или индивидуально, с репетитором, с бабушкой – занятия должны быть систематическими.

Мы много лет вводим английский язык в расписание занятий с малышами от 3 лет и старше. По мнению специалистов – языковедов это считается  рановато. В первую очередь из-за  возможного неправильного произношения, которое впоследствии будет исправить не просто. Осознавая такую проблему, мы разработали свой курс для самых маленьких «Английский для дошколят», в котором акцент поставлен на разные тематические  игры. При этом правила игр и необходимые действия объясняются по-английски с демонстрациями и, при необходимости,  комментариями, чтобы детям стало понятно. Фактически, на период занятия, таким способом формируется языковая среда. Интерес малышей к участию в совместном процессе  способствует пониманию английских предложений. А факты, насколько хорошо малыши запоминают огромное количество информации, известны давно.

Несомненно, понятная детям английская речь должна сопровождаться обязательным их участием в совместных действиях, либо занятиях с яркими, красочными предметами.

Авторская программа обучения английскому языку для малышей

«Словарь Вильяма Шекспира, по подсчету исследователей, составляет 12 000 слов. Словарь негра из людоедского племени «Мумбо-Юмбо» составляет 300 слов. Эллочка Щукина легко и свободно обходилась тридцатью» (Цитата из «12 стульев»).

Обучаясь по нашей программе, малыши – дошкольники  выучат больше 335 английских слов, фраз и структур.

В это количество мы не включаем слова, которые встречаются в разучиваемых и прослушиваемых песенках на английском языке.

Приближение дошкольников к условиям реального общения на иностранном языке, предполагает, главным образом, общение учителя и обучаемого. Такой диалог возможен, если партнеры обмениваются репликами и им такой диалог интересен.

Как правило, фразы, слова и реплики достаточно кратки, сопровождаются жестами и наборами движений, имеют однозначное значение, а также и легко усваиваются через часто повторяющиеся ситуации.

Для примера, предлагаем ознакомиться с  планом одной из 18 тем нашей программы «Английский алфавит». Мы не ставим задачу выучить алфавит за минимальное количество часов, но нацеливаемся на качественное и осознанное запоминание и применение алфавита в нашей искусственно созданной языковой среде.

Материалы занятий разработаны для каждой стадии изучения темы: вводной, тренировочной, закрепляющей и контрольной. Раздаточный материал для занятий включает таблицы, карточки, прописи и диск музыкального сопровождения.

Эффективность занятия, как обычно, предполагает наличие следующих составляющих:

Конспект занятия. Мы предлагаем свою разработку «Учим алфавит. 11 уроков» и звуковой CD-диск.

Наглядные пособия. Мы предлагаем использовать: таблицы «Английский алфавит»; «Английские имена»; «Впиши пропущенную букву алфавита»;  «Изобрази предмет, потерянный художником»; разрезные карточки групп  и букв английского алфавита; разрезные карточки «Продукты по алфавиту»; «Азбучный Тир»; карточки с изображениями различных предметов с их названиями; прописи английского алфавита.

Инициативную деятельность педагога, совмещающую методические и тренировочные шаги для активации темы. Например:

Тренинг 1. Используя таблицу с надписями английских имен, тренируется правильное произнесение  и проверяется степень запоминания имен.

Игра на внимание. Учитель намеренно ошибается при показе того или иного имени на таблице.

Игра «Догадка». Учитель называет имена по буквам, а не словом. Ученики должны показать на таблице или назвать имя, которое было произнесено.

Игра «Соревнование».  Каждому члену команды по очереди учитель показывает карточки и говорит один из вариантов фраз «She is a girl» «She is Jenny» «He is a boy» «He is John». Показывая карточки с именами английских девочек и мальчиков, учитель ждет правильного подтверждения, а игрок должен максимально быстро ответить «Yes» или «No»

Игра «Имена по алфавиту». Получив разрезные карточки с различными именами,  каждый игрок  правильно произносит имя и раскладывает карточки на столе в алфавитном порядке (по заглавной букве имени). Имена  прочитываются хором и индивидуально, если допускается ошибка.

Тренинг 2. Эффективно тренируются фразы и отдельные слова, которые заключены в мини-диалогах учителя и ученика. Диалоги проговариваются в быстром темпе.  Вариант 1. Учитель: «Jenny is a girl» Ученик: «Jenny is she». Вариант 2 Учитель: «John is a boy» Ученик: «John is he»

Тренинг 3. Использование прописей,  работа с  раскрасками, обводки букв и пр.,. Устные игры: «С какой буквы начинается слово?»,  «Кто назовет больше слов на букву? и пр.

Безусловно, один приведенный пример не может охватить весь цикл комплексных занятий, но делает возможным подчеркнуть, что отличительной чертой  занятий  по обучению дошкольников английскому языку является включение  в процесс обучения различные виды деятельности.

Все материалы занятий доступны в продаже по заявкам.

Родителям, интересующимся фразами обращения, фразами – образцами и наборами лексических единиц, которые будут учить их малыши, предлагаем открыть следующую страницу…